VLT обнаружил протопланетные диски

Протопланетные диски
Диски, образующие планеты вокруг молодых звёзд, и их расположение в богатом газом облаке Тельца, примерно в 600 световых годах от Земли. Авторы и права: ESO / Garufi et al. / IRAS.

Протопланетные диски, обнаруженные в рамках нового исследования, предоставляют астрономам огромное количество данных и уникальную информацию о том, как возникают планеты в разных регионах Млечного Пути.

На сегодняшний день обнаружено более 5000 экзопланет, часто в планетных системах, заметно отличающихся от нашей Солнечной системы.

Чтобы понять, где и как возникает это разнообразие, астрономы должны наблюдать богатые пылью и газом диски, окружающие молодые звёзды – колыбели формирования планет. Их лучше всего найти в огромных газовых облаках, где формируются сами звёзды.

Как и в случае со зрелыми планетными системами, новые изображения, полученные Очень Большим Телескопом (VLT), демонстрируют необычайное разнообразие дисков, формирующих планеты.

“На некоторых из этих дисков видны огромные спиральные рукава, предположительно приводимые в движение сложным балетом вращающихся по орбитам планет”, – сказал астроном из Университета Голуэя Кристиан Гински.

На других видны кольца и большие полости, образовавшиеся при формировании планет, а третьи кажутся гладкими и почти дремлющими среди всей этой суеты.

Авторы изучили в общей сложности 86 звёзд в трёх различных областях звездообразования нашей галактики: Тельце и Хамелеоне I, которые находятся примерно в 600 световых годах от Земли, и Орионе, богатом газом облаке примерно в 1600 световых годах от нас. Известно, что это место рождения нескольких звёзд, более массивных, чем Солнце.

В облаке Ориона они обнаружили, что звёзды в группах по две и более звёзд с меньшей вероятностью имеют большие диски, образующие планеты. Это значительный результат, учитывая, что, в отличие от нашего Солнца, у большинства звёзд в нашей галактике есть спутники. Кроме того, неровный внешний вид дисков в этом регионе предполагает возможность присутствия в них массивных планет, что может привести к деформации дисков и смещению их ориентации.

Хотя диски, образующие планеты, могут простираться на расстояния, в сотни раз превышающие расстояние между Землёй и Солнцем, их расположение в нескольких сотнях световых лет от нас делает их похожими на крошечные уколы в ночном небе.

Для наблюдения за протопланетными дисками астрономы использовали спектро-поляриметрический высококонтрастный инструмент Exoplanet REsearch (SPHERE). Дополнительные данные были получены с помощью инструмента X-SHOOTER VLT, который позволил исследователям определить, насколько молоды и массивны звёзды. Большая миллиметровая/субмиллиметровая решетка Атакамы (ALMA) помогла им лучше понять количество пыли, окружающей некоторые звёзды.