Проход Фобоса перед Солнцем

Проход Фобоса
Марсоход НАСА Perseverance использовал свою камеру Mastcam-Z, чтобы запечатлеть силуэт Фобоса, проходящего перед Солнцем 8 февраля 2024 года. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech / ASU / MSSS / SSI.

Марсоход НАСА Perseverance занят исследованием поверхности Марса и сбором образцов для возможного возвращения на Землю. Но недавно у ровера появилось некоторое время, чтобы посмотреть вверх и понаблюдать за небом. Используя Mastcam-Z, свою основную научную камеру марсоход запечатлел проход Фобоса и Деймоса перед Солнцем.

Фобос и Деймос необычны. Они комковатые, и их часто называют “картофелеподобными”. Они находятся довольно близко к своей планете и, скорее всего, представляют собой захваченные объекты. Это либо астероиды, либо куски обломков первых дней существования Солнечной системы. Они также малы для первичных спутников, и оба приливно заблокированы Марсом.

Они имеют тот же состав, что и астероиды углеродистые хондриты, а также имеют низкие альбедо. Обе эти черты подкрепляют аргументы в пользу захваченного астероида. У Фобоса более нестабильная орбита, чем у Деймоса, и это говорит о том, что он был захвачен Красной планетой позже. Некоторые полагают, что Фобос и Деймос могли быть единым объектом, который раскололся на две части после захвата.

Однако некоторые аспекты Фобоса противоречат теории захвата. Он содержит некоторые из тех же слоистых силикатных минералов, что и Марс. Это указывает на альтернативную формацию. Мощный удар мог поднять марсианские обломки на орбиту, и эти обломки могли слипнуться, образовав небольшой спутник. Возможно, именно так образовалась земная Луна.

Деймос и Солнце
Марсианский спутник Деймос проходит перед диском Солнца, на этом снимке, полученном марсоходом Curiosity в воскресенье, 17 марта 2019 года. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech / MSSS.

С другой стороны, оба спутника имеют круговые орбиты вблизи марсианского экватора. Это намекает на более сложное прошлое, включая воздействие или участие третьего тела.

Будущее Фобоса и Деймоса

Орбита Фобоса непрерывно уменьшается, медленно приближая его к Марсу. В какой-то момент, примерно через 50 миллионов лет, он преодолеет предел Роша. Затем он либо врежется прямо в Марс, либо развалится на части и сформирует пылевое кольцо вокруг планеты.

Будущее Деймоса другое. В то время как Фобос вращается на высоте около 6000 км, Деймос находится гораздо дальше. Он вращается на высоте около 23 500 км. Итак, в то время как Фобос приближается к Марсу и к своему возможному разрушению, Деймос медленно удаляется. В далёком будущем Марс потеряет Деймос.

Марсоходы НАСА за последние годы запечатлели множество прохождений Фобоса и Деймоса. Неоднократное фиксирование этих транзитов со временем даёт учёным информацию об их орбитах. Марс и Деймос странны и загадочны. Наблюдение за ними во время их транзита может помочь постепенно развеять часть тайны. Что нам действительно нужно, так это образцы.