Новый спутник будет искать космические гамма-всплески

Космические гамма-всплески
Рендер спутника SVOM, который будет отслеживать космические гамма-всплески. Авторы и права: CAS.

SVOM сможет обнаруживать кратковременные сильные космические гамма-всплески. Франция собирается отправить в Китай пару передовых научных приборов в рамках подготовки к запуску совместной космической обсерватории.

Космический многодиапазонный монитор астрономических переменных объектов (SVOM) – результат сотрудничества, начатого в 2014 году между Китайским национальным космическим управлением (CNSA) и Национальным центром космических исследований (CNES).

Спутник будет следить за кратковременными и чрезвычайно сильными космическими взрывами, известными как гамма-всплески, путём обнаружения высокоэнергетического электромагнитного излучения в рентгеновском и гамма-диапазонах.

В рамках совместной миссии Китай предоставит монитор гамма-всплесков (GRM) для измерения спектра излучения гамма-всплесков и оптический телескоп (VT), который будет искать свет, излучаемый в оптических длинах волн сразу после гамма-всплеска (GRB).

Тем временем Франция отвечает за разработку телескопа ECLAIR и микроканального рентгеновского телескопа (MXT), причём последний использует инновационный “глаз лобстера” – оптику, которая обеспечивает большое поле зрения.

Спутник весом 930 килограммов будет запущен на ракете Long March 2C с космодрома Сичан на юго-западе Китая в декабре. 21 февраля было объявлено о готовности двух полезных нагрузок к отправке в Китай для интеграции со спутником.

И Китай, и Франция будут участвовать в наземном сегменте миссии для управления космическим аппаратом, получения научных данных и организации последующих наблюдений за гамма-всплесками.

Миссионерский консорциум включает такие институты, как Институт исследований астрофизики и планетологии (IRAP) во Франции, Национальную астрономическую обсерваторию Китая (NAOC), Институт физики высоких энергий (IHEP) в Китае, а также Лестерский университет в Великобритании и Национальный Автономный университет Мексики (УНАМ).