Как образовался астероид Диморф?

Астероид Диморф
Астероид Диморф после столкновения. Авторы и права: EKA.

В остальном ничем не примечательный двойной астероид Диморф и Дидим попал в заголовки газет как цель успешной миссии НАСА по перенаправлению двойного астероида (DART). С появлением новых подробностей о системе астрономы выдвинули гипотезу о том, как появился этот странный двойной астероид.

Любое твёрдое тело, если оно вращается достаточно быстро, потеряет часть себя, поскольку центробежная сила подавляет гравитацию. Это особенно верно для астероидов, которые изначально не очень велики и лишь слабо удерживаются вместе. Недавно группа астрономов использовала этот факт, чтобы предложить вероятный механизм образования Дидима и Диморфа.

В этом сценарии давным-давно Дидим раскрутился слишком быстро. Это могло произойти из-за скользящего столкновения или просто из-за слишком большого количества гравитационных взаимодействий с соседями. Как только он раскрутился, он начал терять массу, которая образовала окружающее его кольцо. Первоначально это кольцо должно было находиться в так называемом пределе Роша астероида. Предел Роша – это граница где гравитационная приливная сила от родительского тела сильнее, чем способность материала, вращающегося вокруг него, удерживать себя как единое целое. Таким образом, в границах предела Роша Диморф не мог образоваться.

Но в результате многих взаимодействий некоторая часть материала могла мигрировать из кольца и выйти за пределы Роша, где она в конечном итоге соединилась. Тот материал, который ускользнул, в конечном итоге стал маленьким спутником Диморфом.

По оценкам астрономов, Дидим должен был потерять не менее 25% своей массы, чтобы образовать астероид Диморф. Эта модель также предсказывает, что Диморф будет иметь очень неправильную форму, потому что он сформировался в результате медленного накопления множества более мелких объектов, что соответствует тому, что мы наблюдаем.

В то время как миссия DART (НАСА) была в целом успешной, показав, что мы можем изменить орбиту астероида, если нам это нужно, у миссии есть ещё одно побочное преимущество. Она помогла нам исследовать сложную, запутанную жизнь некоторых из самых маленьких и чаще всего игнорируемых объектов в Солнечной системе.