IC 776: “сложная” галактика в скоплении Девы

IC 776
На этом изображении “Хаббла” показана IC 776, карликовая галактика, находящаяся на расстоянии около 100 миллионов световых лет от нас в созвездии Девы. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble / M. Sun.

Команда “Хаббла” опубликовала новое прекрасное изображение карликовой галактики IC 776, которая находится в созвездии Девы, на расстоянии около 100 миллионов световых лет от Земли. Эта галактика, также известная как ALFALFA 3-210, LEDA 39613 или UGC 7352, была открыта 4 мая 1893 года французским астрономом Стефаном Жавелем.

IC 776 – представитель скопления Девы, ближайшего и наиболее изученного массивного скопления галактик.

Несмотря на то, что это карликовая галактика, её также классифицируют как спираль типа SAB или спиральная галактика со слабой перемычкой, а в одном исследовании её называют “сложным случаем” в плане морфологии.

“Этот очень подробный снимок “Хаббла” хорошо демонстрирует эту сложность”, – говорится в заявлении астрономов.

IC 776 имеет неровный, нарушенный диск, который, тем не менее, выглядит как спираль вокруг ядра. Кроме того в галактике имеются дуги областей звездообразования.

Цветное изображение IC 776 было составлено из отдельных снимков, полученных в видимой и ближней инфракрасной областях спектра с помощью усовершенствованной камеры для обзоров телескопа “Хаббл”. Для выборки различных длин волн использовались два фильтра. Цвет получается в результате присвоения разных оттенков каждому монохромному изображению, связанному с отдельным фильтром.

“Это изображение получено из программы наблюдений, посвящённой изучению карликовых галактик в скоплении Девы и поиску источников рентгеновского излучения в таких галактиках”, – сказали исследователи.

Рентгеновские лучи часто испускаются аккреционными дисками, где материал, втянутый в компактный объект под действием силы тяжести, сталкивается вместе и образует горячий светящийся диск.

Компактный объект может быть белым карликом или нейтронной звездой в двойной паре, похищающей материал у своей звезды-компаньона, или это может быть сверхмассивная чёрная дыра в центре галактики, пожирающая всё вокруг себя.

“Карликовые галактики, такие как IC 776, путешествуя через скопление Девы, испытывают давление межгалактического газа, которое может как стимулировать звездообразование, так и питать центральную чёрную дыру в галактике”, – добавили они.

Это может создать энергетические аккреционные диски, достаточно горячие, чтобы испускать рентгеновские лучи. Хотя “Хаббл” не способен видеть рентгеновские лучи, он может координировать свои действия с рентгеновскими телескопами, такими как “Чандра”, выявляя источники этого излучения в высоком разрешении, используя видимый свет.

Считается, что карликовые галактики очень важны для нашего понимания космологии и эволюции галактик. Как и во многих областях астрономии, возможность исследовать эти галактики в электромагнитном спектре имеет решающее значение для их изучения.