Астрономы получили лучший снимок западной стены туманности Киля

Туманность Киля
Участок западной стены туманности Киля длиной 5 световых лет, наблюдаемый с помощью адаптивной оптики на телескопе Gemini South. Авторы и права: International Gemini Observatory / NOIRLab / NSF / AURA / Patrick Hartigan, Rice University / Travis Rector, University of Alaska Anchorage / Mahdi Zamani / Davide de Martin.

Астрономы, используя 8,1-метровые телескопы в обсерватории Gemini в Чили, получили наиболее подробное изображение западной стены туманности Киля в ближнем инфракрасном диапазоне.

Туманность Киля, известная также как NGC 3372 и Caldwell 92, расположена примерно в 7500 световых годах от нас в направлении созвездия Киля.

Обнаруженная в 1750-х годах французским астрономом Николя Луи де Лакайлем, туманность представляет собой динамически развивающееся облако тонкодисперсного межзвёздного газа и пыли.

Массивные звёзды внутри него испускают интенсивное излучение, которое заставляет окружающий газ светиться. Напротив, в других регионах есть тёмные столбы пыли, скрывающие новорожденные звёзды.

Туманность Киля
Этот образ туманности Киля показывает нам динамическое облако межзвёздного вещества; массивные звёзды внутри этого космического пузыря генерируют интенсивное излучение, которое заставляет окружающий газ светиться. Авторы и права: ESO / J. Emerson / M. Irwin / J. Lewis.

Эта туманность имеет размер более 300 световых лет в поперечнике и является одной из крупнейших областей звездообразования в Млечном Пути. Кроме того, её достаточно легко увидеть невооружённым глазом в ясную тёмную ночь.

“Области звездообразования закрыты пылью, но их можно увидеть сквозь неё, используя инфракрасные телескопы”, – сказал астроном Университета Райса Патрик Хартиган.

Исследователи использовали инструмент Gemini South Adaptive Optics Imager, камеру с адаптивной оптикой ближнего инфракрасного диапазона, чтобы заглянуть сквозь внешние слои пыли и обнаружить огромную стену из пыли и газа, освещаемую интенсивным ультрафиолетовым светом, исходящим от ближайших массивных молодых звёзд.

С разрешением в 10 раз выше, чем было бы без адаптивной оптики, изображение показывает нам множество деталей, которые ранее не наблюдались.

“Результаты потрясающие”, – сказал доктор Хартиган.

На снимке можно увидеть множество деталей, никогда ранее не наблюдавшихся, в том числе длинную серию параллельных гребней, которые, возможно, были созданы магнитным полем, замечательную почти идеально гладкую синусоидальную волну и отдельные фрагменты, которые похоже, визуализируют процесс отрыва материала сильными звёздными ветрами.

Эта Киля
Туманность вокруг двойной звёздной системы Эта Киля в ультрафиолетовом свете. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble / N. Smith, University of Arizona / J. Morse, BoldlyGo Institute.

Есть также свидетельства существования струи вещества, выброшенной из недавно сформировавшейся звезды.

Изображение даёт наиболее чёткое на сегодняшний день представление о том, как массивные молодые звёзды влияют на своё окружение, а также на формирование звёзд и планет.

“Вполне возможно, что наше Солнце сформировалось в аналогичной среде”, – сказал доктор Хартиган.

Если это так, то радиация и ветры от ближайших массивных звёзд повлияли бы на массу и атмосферу внешних планет Солнечной системы.

Результаты исследования были представлены в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Больше информации: https://iopscience.iop.org/