Получен снимок джета чёрной дыры в галактике Центавр А

Джет
Джет чёрной дыры, находящейся в центре галактики Центавр А, покрывает 8 градусов в небе. Авторы и права: R. Bors / CSIRO / ATNF / Feain et al. / Morganti et al. / Junkes et al. / ESO / WFI / MPIfR / APEX / Weiß et al. / NASA / CXC / CfA / Kraft et al. / TANAMI / Müller et al. / EHT / Janssen et al.

Астрономы из коллаборации Event Horizon Telescope (EHT) получили изображение джета в сердце близлежащей галактики Центавр A и определили местоположение её центральной сверхмассивной чёрной дыры.

Галактика Центавр А находится примерно в 13 миллионах световых лет от нас в созвездии Центавра.

Впервые обнаруженная в 1826 году шотландским астрономом Джеймсом Данлопом, эта массивная эллиптическая радиогалактика излучает сильные радиоволны. Она является самой заметной, а также самой близкой радиогалактикой в небе.

Также известная как NGC 5128, LEDA 46957 и ESO 270-9, Центавр A является ближайшей к нам галактикой с активным ядром.

Астрономы предполагают, что то, что изначально было эллиптической галактикой, столкнулось с относительно меньшей галактикой спиральной формы, придав первой особую форму, которую мы видим сейчас.

В самом сердце Центавр А находится сверхмассивная чёрная дыра с массой 55 миллионов солнечных масс.

“Сверхмассивные чёрные дыры, находящиеся в центре галактик, таких как Центавр A, питаются газом и пылью, которые притягиваются их огромной гравитацией”, – сказал доктор Майкл Янссен, астроном из Института радиоастрономии им. Макса Планка и Университета Радбауда. “Этот процесс высвобождает огромное количество энергии, и говорят, что галактика становится активной”.

Большая часть вещества, лежащего близко к краю чёрной дыры, падает внутрь. Однако некоторая часть вещества ускользает за несколько мгновений до захвата и уносятся далеко в космос, тем самым рождая джеты – одни из самых загадочных и мощных особенностей галактик.

По сравнению с предыдущими наблюдениями, EHT позволил получить изображение джета Центавр A разрешением в шестнадцать раз выше.

“Это позволило нам впервые увидеть и изучить внегалактический радиоджет в масштабах меньших, чем расстояние, которое свет проходит за один день”, – сказал доктор Янссен.

Исследователи лично увидели, как рождается гигантский джет, сформированный сверхмассивной чёрной дырой.

Фото чёрной дыры
Первые прямые визуальные доказательства существования сверхмассивной чёрной дыры в центре эллиптической галактики Мессье 87 и её тени. Граница чёрной дыры – горизонт событий – примерно в 2,5 раза меньше, чем тень, которую она отбрасывает. Авторы и права: EHT Collaboration.

Новое изображение EHT показывает, что джет в галактике Центавр A ярче по краям и тусклее в центре. Это явление наблюдалось и для ряда других джетов, но никогда прежде не было столь явным.

“Теперь мы можем исключить теоретические модели для джетов, которые не могут воспроизвести это увеличение яркости”, – сказал профессор Матиас Кадлер, астроном из Вюрцбургского университета.

Эта поразительная особенность поможет исследователям лучше понять природу джетов, создаваемых чёрными дырами.

Астрономы обнаружили, что структура источника в Центавра A напоминает джет в Мессье 87.

Кроме того, они определили местоположение сверхмассивной чёрной дыры Центавр A относительно ядра галактики и пришли к выводу, что тень от горизонта событий должна быть видна на терагерцовых частотах.

“Эти данные взяты из той же кампании наблюдений, которая предоставила знаменитое изображение чёрной дыры в Мессье 87”, – сказал профессор Хейно Фальке, астроном из Университета Радбауд.

Новые результаты показывают, что EHT предоставляет кладезь данных о большом количестве чёрных дыр, и это ещё не всё.

Результаты исследования были представлены в статье опубликованной в журнале Nature Astronomy.