Новые фото телескопа Джеймс Уэбб

Новые фото телескопа Джеймс Уэбб показывают спиральную галактику NGC 7469. Галактика-компаньон NGC 7469, IC 5283, частично видна в нижней левой части этого изображения. Авторы и права: NASA / ESA / CSA / Webb / L. Armus / AS Evans.

NGC 7469 – очень яркая спиральная галактика с перемычкой, обращённая лицом к нам и имеющая диаметр около 90 000 световых лет. Новые фото телескопа Джеймс Уэбб демонстрируют нам процессы звездообразования в этой прекрасной спирали.

NGC 7469 находится примерно в 206 миллионах световых лет от нас в созвездии Пегаса. Галактика, также известная как LEDA 70348 или Mrk 1514, имеет диаметр 90 000 световых лет.

Впервые обнаруженная 12 ноября 1784 года британским астрономом немецкого происхождения Уильямом Гершелем, она также классифицируется как сейфертовская галактика.

NGC 7469 имеет активную сверхмассивную чёрную дыру в центре и околоядерное кольцо звездообразования радиусом 500 парсек (1631 световой год). Вместе со своим меньшим спиральным компаньоном, IC 5283, она образует пару галактик Arp 298.

“NGC 7469 является домом для активного галактического ядра (AGN), которое представляет собой чрезвычайно яркую центральную область, где преобладает свет, излучаемый пылью и газом, попадающим в центральную чёрную дыру галактики”, – сказали астрономы.

Эта галактика даёт исследователям уникальную возможность изучить взаимосвязь между AGN и активностью звездообразования, потому что в этом конкретном объекте находится AGN, окружённый кольцом звездообразования на расстоянии всего 1600 световых лет.

Хотя ядро NGC 7469 является одним из наиболее хорошо изученных активных ядер галактик, компактность этой системы и наличие большого количества пыли не позволяют нам достичь как разрешения, так и чувствительности, необходимых для изучения этой взаимосвязи в инфракрасном диапазоне с использованием старых телескопов.

“Теперь, с Уэббом, мы можем исследовать кольцо звездообразования галактики, центральный AGN, а также газ и пыль между ними”, – отметили астрономы.

Используя инструменты MIRI, NIRCam и NIRspec телескопа Джеймс Уэбб для получения изображений и спектров NGC 7469 с беспрецедентной детализацией, астрономы раскрыли ряд подробностей об этом объекте.

“На изображении видны очень молодые звездообразующие скопления, которых никогда раньше не видели, а также очаги очень тёплого, турбулентного молекулярного газа и прямые доказательства разрушения мелких пылинок в пределах нескольких сотен световых лет от ядра, что доказывает, что AGN воздействует на окружающую межзвёздную среду”, – сказали они.

Кроме того, сильно ионизированный рассеянный атомарный газ, по-видимому, выходит из ядра со скоростью примерно 6,4 миллиона км/час (4 миллиона миль/час) – часть галактического оттока, который был идентифицирован ранее, но теперь изучен в ошеломляющих деталях с помощью Уэбба.

Новые фото телескопа Джеймс Уэбб предоставят нам ещё множество интересной информации и позволят сделать много открытий. Поскольку анализ богатых наборов данных Уэбба всё ещё продолжается, наверняка будут раскрыты дополнительные секреты этой местной лаборатории AGN и звездообразования.