Глизе 12b – потенциально обитаемая экзопланета

Глизе 12b
Глизе 12b и её родительская звезда в представлении художника. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech / R. Hurt, Caltech-IPAC.

Используя космический телескоп TESS две группы астрономов обнаружили экзопланету с умеренным климатом размером с Землю, вращающуюся вокруг холодного красного карлика под названием Глизе 12. Планета, названная Глизе 12b, может иметь атмосферу, подобную земной.

Глизе 12 – карликовая звезда типа M3, находящаяся на расстоянии 40 световых лет от нас в созвездии Рыб. Эта звезда, также известная как TOI-6251 или GJ 12, имеет размер всего около 27% размера Солнца и имеет температуру около 60% солнечной.

Недавно открытая планета, Глизе 12b, размером с Землю или немного меньше – сравнима с Венерой.

“Мы нашли ближайший к нам на сегодняшний день мир с умеренным климатом и размером с Землю”, – сказал доктор Масаюки Кудзухара, астроном Астробиологического центра в Токио и ведущий автор статьи, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Хотя учёные ещё не знают, обладает ли она атмосферой, они думают, что это, вероятно, экзо-Венера с таким же размером и энергией, полученной от её звезды.

Глизе 12b представляет собой одну из лучших целей для изучения того, могут ли планеты размером с Землю, вращающиеся вокруг холодных звёзд, сохранять свою атмосферу, что является важным шагом для продвижения нашего понимания обитаемости на планетах по всей нашей галактике.

Глизе 12b имеет орбитальный период 12,76 дней и температуру около 42 градусов по Цельсию (107 градусов по Фаренгейту). Для сравнения, средняя температура поверхности Земли составляет 15 градусов по Цельсию.

Инопланетный мир получает от своей звезды в 1,6 раза больше энергии, чем Земля от Солнца, и около 85% той энергии, которую получает Венера.

Астрономы предполагают, что изучение Глизе 12b может помочь раскрыть некоторые аспекты эволюции нашей Солнечной системы.

“Считается, что первые атмосферы Земли и Венеры были удалены, а затем пополнены в результате вулканического выделения газа и бомбардировок остаточного материала Солнечной системы”, – сказала Ларисса Пэлторп, аспирант Эдинбургского университета и Университетского колледжа Лондона.

Земля пригодна для жизни, а Венера – нет из-за полной потери воды.

Поскольку Глизе 12b находится между Землёй и Венерой по температуре, её атмосфера может многому научить нас о путях обитаемости планет по мере их развития.

Одним из важных факторов сохранения атмосферы является бурность звезды. Красные карлики, как правило, обладают магнитной активностью, что приводит к частым и мощным рентгеновским вспышкам.

Однако имеющиеся данные позволили предположить, что Глизе 12 не демонстрирует никаких признаков экстремального поведения.