Джеты квазаров подавляют звездообразование

Квазар
Далёкий и яркий квазар в представлении художника. Авторы и права: NASA / ESA / J. Olmsted, STScI.

Квазары – это сверхъяркие ядра далёких активных галактик. Эти объекты являются одними из самых отдалённых из известных объектов. Их центральные двигатели – сверхмассивные чёрные дыры, которые окружены диском из пыли и газа.

Недавно астрономы, использующие космический телескоп “Хаббл” (НАСА / ЕКА), обнаружили чрезвычайно энергичные потоки, исходящие из далёких квазаров. Эти потоки разрывают межзвёздное пространство, нанося ущерб галактикам, в которых находятся квазары.

“Квазары создаются, когда чёрная дыра поглощает материю, испуская, при этом, интенсивное излучение”, – сказал профессор Наум Арав.

Под воздействием взрывного давления излучения от чёрной дыры, материал из центра галактики устремляется в потоки, которые ускоряются до захватывающих дух скоростей, составляющих несколько процентов от скорости света.

Эти потоки имеют решающее значение для понимания процессов формирования галактик. Они толкают в космическое пространство сотни солнечных масс материала каждый год. Количество механической энергии, которую несут эти потоки, в несколько сотен раз превышает светимость всей галактики Млечный Путь.

Ветры квазара распространяются по диску галактики, разгоняя материал, который в противном случае мог бы образовать новые звёзды.

Квазар
Яркий квазар PSO J352.4034-15.3373 находящийся на расстоянии 13 миллиардов световых лет. Авторы и права: Robin Dienel / Carnegie Institution for Science.

По словам исследователей, излучение выталкивает газ и пыль на гораздо большие расстояния, чем предполагалось ранее, таким образом, оказывая влияние на всю галактику.

Когда это космическое цунами врезается в межзвёздный материал, его температура резко возрастает до миллиардов градусов, после чего материал начинает сильно светиться в основном в рентгеновских лучах, но также и по всему световому спектру.

Любой, кто станет свидетелем этого события, увидит фантастическое шоу фейерверков.

“Сначала вы зафиксируете много излучения в рентгеновских и гамма-лучах, а затем оно просочится в видимый и инфракрасный диапазоны”, – сказал профессор Арав.

Численное моделирование эволюции галактики предполагает, что такие истечения могут объяснить некоторые важные космологические загадки, например, почему астрономы наблюдают так мало больших галактик во Вселенной и почему существует связь между массой галактики и массой её центральной чёрной дыры.

Это исследование показывает, что такие мощные квазарные потоки должны были быть распространены в ранней Вселенной.

Черная дыра
Сверхмассивная чёрная дыра в представлении художника. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

Помимо измерения самых энергичных квазаров, из когда-либо наблюдавшихся, астрономы также обнаружили поток, ускоряющийся быстрее, чем любой другой.

Отток увеличился с почти 69 миллионов км/ч. до приблизительно 74 миллионов км/ч. за трёхлетний период.

Исследователи полагают, что с течением времени его ускорение будет увеличиваться.

“В этих данных было так много открытий, что я чувствовал себя ребёнком в кондитерской”, – сказал доктор Тимоти Миллер.

Полученные результаты были опубликованы в серии из шести статей в журнале Astrophysical Journal.

Больше информации: https://iopscience.iop.org/