Вернёт ли НАСА образцы с Марса на Землю?

Образцы с Марса
Художественная концепция транспортных средств, которые будут участвовать в кампании по возвращению образцов с Марса, проводимой НАСА и Европейским космическим агентством. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

Согласно новому отчёту, смелый план НАСА намеревающийся доставить нетронутые образцы с Марса на Землю для анализа сталкивается с серьёзными проблемами.

Проект, стоимость и график являются серьёзными препятствиями, говорится в отчёте об аудите программы НАСА по возврату образцов с Марса (MSR), подготовленном Управлением генерального инспектора агентства (OIG).

Целью MSR является возвращение марсианских геологических образцов на Землю для научных исследований. Он предполагает высадку на Марс для сбора образцов, взятых марсоходом “Персеверанс”, и запуск этих образцов для встречи с орбитальным аппаратом, который доставит их на Землю.

“Персеверанс” уже находится на Марсе, собирая и храня образцы. Но программе всё ещё необходимо построить посадочный модуль для поиска образцов (SRL) и орбитальный корабль возвращения на Землю (ERO), причём последний разрабатывается и финансируется Европейским космическим агентством (ЕКА). Согласно отчёту OIG, MSR – одна из самых технически сложных, эксплуатационных и амбициозных роботизированных научных миссий, когда-либо проводившихся НАСА.

В отчёте отмечаются проблемы с дизайном, архитектурой и графиком работы системы захвата, сдерживания и возврата (CCRS). Эти проблемы с проектированием привели к добавлению к бюджету около 200 миллионов долларов и срыву графика на один год.

Одной из основных проблемных областей являются оценки стоимости жизненного цикла MSR. Существует обеспокоенность тем, что из-за количества и значимости показателей увеличения затрат на данный момент оценка в 7,4 миллиарда долларов является “преждевременной и может быть недостаточной”, говорится в отчёте. Теперь сложность миссии MSR может привести к тому, что затраты составят от 8 до 11 миллиардов долларов. Примечательно, что по оценкам на июль 2020 года стоимость проекта составит от 2,5 до 3 миллиардов долларов.

Марсоход
Марсоход Perseverance. Авторы и права: NASA.

Эти новые цифры указывают на серьёзные финансовые проблемы и неопределенность в стоимости жизненного цикла программы MSR. Проблемы включают инфляцию, проблемы с цепочками поставок и увеличение запросов на финансирование конкретных компонентов программы.

В отчёте также подчёркивается необходимость усиления координации между НАСА и ЕКА. В докладе OIG предлагаются рекомендации по решению этих проблем. К ним относятся обеспечение стабильной структуры CCRS, включение сложности программы в смету затрат и графиков (вместо того, чтобы сосредотачиваться только на внешних факторах), а также переоценку рекомендаций по предварительной формулировке крупных миссий.

В более широкой рекомендации отчёт OIG призывает НАСА “разработать план корректирующих действий, включающий извлечённые уроки и рекомендации исследования крупных миссий для улучшения руководящих указаний и методов предварительной разработки крупных миссий”.

Руководство НАСА согласилось или частично согласилось с ответами на отчёт.