В галактике NGC 3393 найдена пара массивных черных дыр

Черная дыра
Чёрная дыра в представлении художника. Авторы и права: NASA’s Goddard Space Flight Center.

Астрофизики полагают, что в ядрах почти всех галактик, в частности и в нашем Млечном Пути, располагаются громадные чёрные дыры, масса которых равняется миллионам и миллиардам масс Солнца. В момент столкновения галактик, у каждой из которых в центре имеется сверхмассивная чёрная дыра – именно этот вариант считается самым распространённым объяснением формирования в одной галактике двух чёрных дыр, — последние зачастую оказываются связанными узами взаимного притяжения, вращаясь вокруг одного общего центра масс. Иногда эти чёрные дыры могут постепенно сближаться и в итоге объединяются в ещё более колоссальную сверхмассивную чёрную дыру.

Галактика NGC 3393 располагается на удалении около 160 миллионов световых лет от Земли в созвездии Гидра. Она была обнаружена 24 марта 1835 года английским исследователем Джоном Гершелем.

В рамках своей работы астрофизики использовали данные полученные с помощью рентгеновской обсерватории “Чандра”, а также космического телескопа “Хаббл”. При помощи “Чандры” астрофизики смогли обнаружить в ядре галактики высокоэнергетическое рентгеновское излучение со свойствами, характерными для чёрных дыр. Естественно, сами по себе чёрные дыры не излучают, однако вещество, падающее на чёрную дыру, сильно нагревается и начинает испускать излучение в разнообразных диапазонах, которое можно зарегистрировать. Проанализировав всю информацию, специалисты пришли к выводу, что рассматриваемая пара сверхмассивных чёрных дыр имеет массу в более чем миллион раз большую массы Солнца, а расстояние между ними равняется примерно 490 световых лет. Эта пара сверхмассивных чёрных дыр является ближайшей к Земле среди обнаруженных пар сверхмассивных чёрных дыр.

Странным для NGC 3393 является то, что у неё, невзирая на существование сразу двух сверхмассивных чёрных дыр, хорошо выражена спиральная структура и балдж, который представляет собой совокупность старых звёзд. Вероятнее всего, NGC 3393 является примером объединения двух галактик разного размера (большой спиральной и некрупной эллиптической), которое случилось около миллиарда лет назад.