Шаровое скопление в Большом Магеллановом облаке

Шаровое скопление
На этом изображении “Хаббла” показано NGC 1651, шаровое скопление, находящееся примерно в 162 000 световых лет от нас. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble / L. Girardi / F. Niederhofer.

Астрономы, использующие космический телескоп “Хаббл” (НАСА / ЕКА), запечатлели шаровое скопление NGC 1651. Шаровые скопления представляют собой плотно упакованные сферические скопления сотен тысяч или даже миллионов звёзд.

Они входят в число старейших известных объектов во Вселенной и преимущественно связаны с древнейшими компонентами галактик. В нашей галактике Млечный Путь имеется по меньшей мере 150 таких объектов, и ещё несколько, вероятно, спрятаны за толстым диском галактики.

NGC 1651 является частью Большого Магелланова Облака, самой большой и яркой из галактик-спутников Млечного Пути.

Это шаровое скопление, впервые открытое английским астрономом Джоном Гершелем 3 ноября 1834 года, находится примерно в 162 000 световых лет от нас. NGC 1651, также известная как ESO 55-30 или LW 12, имеет диаметр 120 световых лет.

“Примечательной особенностью этого изображения является то, что NGC 1651 почти заполняет всё изображение, хотя шаровые скопления имеют диаметр всего от 10 до 300 световых лет”, – сказали астрономы.

Напротив, существует множество изображений “Хаббла”, на которых изображены целые галактики, диаметр которых может составлять десятки или сотни миллионов световых лет, которые также более или менее заполняют всё изображение.

Цветное изображение NGC 1651 составлено из наблюдений широкоугольной камеры “Хаббла” (WFC3) в ближней инфракрасной и оптической частях спектра.

Распространённым заблуждением является то, что “Хабблу” и другим крупным телескопам удаётся наблюдать небесные объекты совершенно разных размеров, увеличивая их масштаб, как это можно было бы сделать с помощью специализированной камеры здесь, на Земле.

Однако, хотя у маленьких телескопов может быть возможность в определённой степени увеличивать и уменьшать масштаб, у больших телескопов такой возможности нет. Инструмент каждого телескопа имеет фиксированное “поле зрения” (размер области неба, которую он может видеть за одно наблюдение).

Например, камера WFC3, которая использовалась для сбора данных, использованных в этом изображении, имеет поле зрения примерно в двенадцатую диаметра Луны, если смотреть с Земли.

Причина того, что “Хаббл” может наблюдать объекты таких совершенно разных размеров, двоякая. Во-первых, расстояние до объекта будет определять, насколько большим он будет казаться с Земли, поэтому целые галактики, находящиеся относительно далеко, могут занимать такое же пространство на небе, как и шаровое скопление, такое как NGC 1651, которое находится относительно близко.

На самом деле, на этом изображении, прямо слева от скопления, скрывается далёкая спиральная галактика – хотя она, несомненно, намного больше этого звёздного скопления, здесь она кажется достаточно маленькой и сливается со звёздами на переднем плане!

Во-вторых, несколько изображений, охватывающих разные части неба, можно объединить вместе, чтобы создать единые изображения объектов, которые слишком велики для поля зрения “Хаббла”.