Новые снимки Юпитера от “Хаббла”

Фото Юпитера
Изображения “Хаббла” сделанные 5-6 января 2024 года, на которых запечатлены обе стороны Юпитера. Авторы и права: NASA / ESA / STScI / Amy Simon, NASA’s Goddard Space Flight Center.

Множество крупных штормов и маленьких белых облаков, видимых на новых изображениях “Хаббла”, свидетельствуют о большой активности, происходящей в атмосфере Юпитера прямо сейчас.

Красочные облака Юпитера представляют собой постоянно меняющийся калейдоскоп форм и цветов. Это планета, где всегда штормовая погода: циклоны, антициклоны, сдвиги ветра и самый крупный шторм в Солнечной системе – Большое Красное Пятно.

Юпитер не имеет твёрдой поверхности и постоянно покрыт облаками из кристаллов аммиачного льда толщиной всего около 48 километров. Вся атмосфера планеты достигает глубины в десятки тысяч километров, что придаёт Юпитеру полосатый вид.

Полосы образуются в результате движения воздуха в разных направлениях на разных широтах со скоростью около 563 км/ч. Области более светлых оттенков, где атмосфера поднимается, называются зонами. Более тёмные области, куда попадает воздух, называются поясами. Когда эти противоположные потоки взаимодействуют, возникают штормы и турбулентности.

“Хаббл” ежегодно наблюдает за Юпитером и другими внешними планетами Солнечной системы в рамках программы Outer Planet Atmосферs Legacy (OPAL).

“На левом изображении в атмосфере Юпитера заметно выделяется Большое Красное Пятно”, – говорится в заявлении астрономов.

Великолепная атмосфера Юпитера

Справа внизу, на более южной широте, находится объект, который иногда называют Малое красное пятно. Этот антициклон стал результатом слияния штормов в 1998 и 2000 годах. Впервые он стал красным в 2006 году, а в последующие годы снова стал бледно-бежевым. В этом году он снова стал несколько краснее.

Источник красного цвета неизвестен, но может включать ряд химических соединений: серу, фосфор или органические вещества.

Оставаясь на своих полосах движения, но двигаясь в противоположных направлениях, Малое красное пятно проносится мимо Большого Красного Пятна примерно раз в два года.

На правом изображении видна пара штормов: тёмно-красный циклон и красноватый антициклон. Они выглядят такими красными, что на первый взгляд кажется, будто Юпитер содрал кожу с колена. Эти штормы вращаются в противоположных направлениях, что указывает на чередование систем высокого и низкого давления.

По мнению исследователей, ожидается, что эти штормы будут отскакивать друг от друга, потому что их противоположное вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки заставляет их отталкивать друг друга.

“Множество крупных штормов и маленьких белых облаков являются признаком высокой активности, происходящей сейчас в атмосфере Юпитера”, – сказала доктор Эми Саймон, астроном из Центра космических полётов имени Годдарда НАСА.

Ближе к левому краю изображения находится самый внутренний галилеев спутник, Ио – самое вулканически активное тело в Солнечной системе, несмотря на его небольшой размер. Чувствительность “Хаббла” к синим и фиолетовым волнам ясно показывает интересные особенности поверхности спутника.