Ледяная Церера может иметь горячее ядро

Церера
Церера состоит из тонкого внешнего слоя, ледяного слоя и каменного ядра. Авторы и права: NASA / ESA / STScI.

С диаметром около 940 километров, Церера на сегодняшний день является крупнейшим телом пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера. Предыдущий дистанционный анализ Цереры с использованием наземных и космических телескопов выявил, что этот объект не является столь же плотным, как другие крупные астероиды, такие как, например, Веста. Это позволило предположить, что Церера, вероятно, состоит не только из силикатных пород, но и изо льда.

Внутренняя часть карликовой планеты Цереры, представляет из себя переходящие друг в друга зоны, состоящие из льда и каменных пород, говорится в новом исследовании. К тому же исследователи отмечают, что центральная область Цереры всё ещё может подогреваться радиоактивным материалом.

Тем не менее, учёные не были уверены, как именно устроена внутренняя часть Цереры. В то время как Земля имеет “луко-подобную” структуру (внутренние слои полностью дифференцированы), предварительные исследования Цереры предполагают, что она частично дифференцирована. Хотя, возможно, она не дифференцирована вовсе. Понимание внутренней структуры Цереры, в свою очередь прольёт свет на процессы формирования и развития других астероидов и карликовых планет.

Церера и её вращение

Одним из свойств объекта, которое могло бы рассказать о его структуре, является то как именно он вращаться. Это свойство, известное как момент инерции, связано с тем, каким именно образом распределена масса внутри небесного тела. Чем меньше момент инерции, тем более плотный материал находится в центре объекта.

К тому же, как известно, объект имеющий массу имеет и гравитационное поле, которое притягивает к нему другие объекты. Сила этого поля в первую очередь зависит от массы тела. Поскольку масса тел, таких как Земля и Церера не распределены равномерно, то их гравитационные поля сильнее в некоторых местах на их поверхности и слабее в других.

Церера
Иллюстрация Цереры, основанная на наблюдениях космического корабля “Dawn” (НАСА). Авторы и права: SO / L.Calçada / NASA / JPL-Caltech / UCLA / MPS / DLR / IDA / Steve Albers / N. Risinger.

Для определения момента инерции Цереры, учёные проанализировали данные гравитационных полей карликовой планеты, полученные космическим аппаратом Dawn (НАСА). Которые были собраны им во время сближения с карликовой планетой. Результаты проведённой работы показали, что внутренняя часть Цереры является частично дифференцированной. Каменное ядро планеты окружено внешней оболочкой, состоящей из смеси льда и силикатных пород, толщина которой составляет от 70 до 190 километров (43,5 до 120 миль).

“Частичная дифференцированность предполагает, что в какой-то промежуток времени Церера была относительно тёплым объектом”, – сказал ведущий автор исследования Райан Парк (Ryan Park), исследователь из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (Калифорния).

Исследователи также обнаружили признаки того, что внутренняя часть Цереры всё ещё может быть тёплой.

“Это было несколько неожиданным, поскольку предыдущие исследования предполагали, что малые тела, такие как Церера должны остывать довольно быстро. Наше исследование указывает на то, что Церера может быть тёплой из-за наличия в её внутренних слоях радиоактивного материала”, – отметил Парк.

Учёные опубликовали результаты исследования в журнале Nature.