Джеймс Уэбб пронзил пыль и нашёл древнюю призрачную галактику

Галактика
Галактика AzTECC71 глазами космического телескопа Джеймса Уэбба. Авторы и права: J. McKinney/M. Franco/C. Casey/The University of Texas at Austin.

Это изображение галактики из ранней Вселенной вряд ли можно назвать ослепительным.

Вы смотрите на очень размытого, сильно запыленного жителя космоса, имя которого представляет собой всего лишь строку цифр и букв. Он находится на таком расстоянии от Земли, что проскальзывает мимо бдительных глаз различных телескопов. На изображении, полученном мощным космическим телескопом Джеймса Уэбба, видна галактика AzTECC71, но что здесь поражает, так это то, что мы видим AzTECC71 такой, какой она была всего через 900 миллионов лет после Большого взрыва. Именно тогда во Вселенной зародились самые первые звёзды.

Представление космического телескопа Джеймса Уэбба об этой галактике как о туманном пятне света сильно отличается от многих других великолепных изображений галактик и скоплений галактик в его послужном списке. Однако даже это пятно содержит важные уроки для нашего понимания ранней Вселенной.

“Тот факт, что даже что-то настолько экстремальное едва видно на самых чувствительных изображениях нашего новейшего телескопа, меня очень волнует”, – сказал в своём заявлении автор исследования Джед МакКинни из Техасского университета в Остине . “Это потенциально говорит нам о том, что от нас пряталась целая популяция галактик”.

Это может означать, что ранняя Вселенная была намного более пыльной, чем считалось ранее, говорят учёные, проливая немного больше света на то, как она развивалась с момента Большого взрыва, произошедшего примерно 13,8 миллиардов лет назад.

AzTECC71 была впервые замечена как непонятная капля света телескопом Джеймса Клерка Максвелла на Гавайях. Позже её также увидел радиотелескоп ALMA в Чили. Однако затем она, казалось, исчезла на снимках, полученных космическим телескопом “Хаббла”.

“Эта штука – настоящий монстр”, сказал МакКинни. “Несмотря на то, что она выглядит как маленькая капля, на самом деле каждый год в ней формируются сотни новых звёзд”.

В рамках международных усилий по картированию самых ранних структур Вселенной (на участке неба размером с три полные Луны, видимых с Земли) МакКинни и его коллеги искали галактику в данных, собранных JWST. Мощный, беспрецедентный инфракрасный глаз этой обсерватории способен заглянуть в толстые пылевые облака, преобладающие в ранней Вселенной.

До JWST эти галактики было практически невозможно найти. Свет рождающихся звёзд, находящихся глубоко внутри покрытых пылью галактик, поглощался в оптических длинах волн самой пылью и повторно излучался в слабых, более длинных волнах, которые может уловить JWST. Каждая пятая такая галактика оставалась невидимой для “Хаббла”, образуя группу, которую астрономы называют “тёмными галактиками Хаббла”.

“Это означает, что наше понимание истории эволюции галактик является предвзятым, потому что мы видим только незатенённые, менее пыльные галактики”, – сказал МакКинни.

В ближайшем будущем МакКинни и его команда планируют обнаружить больше слабых скрытых галактик с помощью данных JWST, который сможет не только “заглянуть в самые дальние уголки Вселенной, но и проникнуть сквозь самую толстую пыльную завесу”.