Получен снимок самой далёкой из известных звёзд во Вселенной

Самая далёкая звезда
Эарендиль, самая далёкая известная звезда во Вселенной, была запечатлена космическим телескопом Джеймса Уэбба. Авторы и права: NASA / ESA / CSA / STScI.

Космический телескоп Джеймса Уэбба показал нам самую далёкую звезду, известную во Вселенной, о которой было объявлено учёными, использующими космический телескоп “Хаббл”, всего несколько месяцев назад.

Звезда, названная Эарендиль в честь персонажа приквела “Сильмариллион” Дж. Р. Р. Толкина “Властелин колец”, была обнаружена благодаря гравитационному линзированию на изображении глубокого поля, полученном космическим телескопом “Хаббл”. Звезда, свет которой достиг Земли за 12,9 миллиардов лет, настолько тусклая, что найти её на новом изображении, полученном космическим телескопом Джеймса Уэбба, может быть довольно проблематично.

Оригинальное изображение “Хаббла” даёт некоторое представление о том, где искать эту звезду. По сути, Эарендиль – это крошечная белая точка, находящаяся под скоплением далёких галактик. Сравнив изображение “Хаббла” с изображением, полученным Уэббом, вы можете найти неуловимого Эарендиля.

“Мы рады поделиться первым изображением Эарендиля, самой далёкой звезды, известной в нашей Вселенной”, – написали астрономы.

Увидеть звезду помогло гравитационное линзирование. Эффект использует тот факт, что чрезвычайно массивные тела, такие как скопления галактик или сверхмассивные чёрные дыры, преломляют свет от объектов позади них. Когда свет проходит мимо такого тела, он ведёт себя так, как будто проходит через линзу телескопа, увеличиваясь, хотя и искажаясь. Таким образом, использование гравитационного линзирования расширяет возможности космических телескопов, позволяя им видеть дальше и видеть больше деталей.

Эарендиль
Эарендиль, самая далёкая звезда, известная астрономам, была открыта космическим телескопом “Хаббл” в 2022 году. Авторы и права: NASA / ESA / Space Telescope Science Institute.

Уэбб был разработан, чтобы увидеть первые галактики, возникшие в молодой Вселенной в первые сотни миллионов лет после тёмных веков сразу после Большого Взрыва. Астрономы, однако, думали, что увидеть отдельные звёзды этого первого поколения солнц, сформировавшихся в то время, не удастся. Но гравитационное линзирование может фактически позволить им заглянуть внутрь этих ранних звёздных группировок и рассмотреть их в деталях.

Эарендиль, также известный под своим основным именем WHL0137-LS, расположен в созвездии Кита, но не ожидайте увидеть его, если посмотрите на ночное небо невооружённым глазом.