Этот магнетар имеет рекордное магнитное поле: 1,6 миллиарда Тесла

Магнетар
Магнетар J0243.6+6124 в представлении художника. Авторы и права: NASA.

Группа астрономов с помощью китайского телескопа Insight-HXMT провела прямое измерение самого сильного магнитного поля в известной Вселенной. Магнитное поле принадлежит магнетару, который в настоящее время поглощает находящегося на его орбите компаньона.

Магнетары неприятны, но, к счастью, редки. Это особый вид нейтронных звёзд, которые активируют самые сильные магнитные поля.

Астрономы не знают точного происхождения этих сверхмощных полей, но, как обычно, у них есть некоторые предположения. Хотя нейтронные звёзды почти полностью состоят из нейтронов, они содержат небольшое количество протонов и электронов. Когда нейтронные звёзды рождаются в результате взрыва сверхновой массивной звезды, эти заряжённые частицы могут на короткое время создать сильное магнитное поле. В обычных нейтронных звёздах магнитное поле быстро угасает из-за сложной физики, происходящей во время взрыва. Но для некоторых нейтронных звёзд магнитное поле блокируется до того, как это произойдёт. Когда нейтронная звезда наконец проявляет себя, она сохраняет эту впечатляющую магнитную силу, и рождается магнетар.

Но большую часть времени астрономам приходится довольствоваться косвенными измерениями напряжённости магнитного поля магнетара. К счастью, иногда астрономам может повезти.

Недавно группа астрономов использовала новую обсерваторию Insight-HXMT для изучения J0243.6+6124 – пульсара, находящегося в Млечном Пути. У этого пульсара есть орбитальный компаньон, который подошёл слишком близко. Чрезвычайная гравитация пульсара в настоящее время разрывает спутника на части, заставляя его вещество образовывать тонкий аккреционный диск вокруг пульсара.

Время от времени газ в аккреционном диске вспыхивает, производя вспышку невероятно яркого рентгеновского излучения. В спектре этих рентгеновских лучей астрономы обнаружили линию поглощения, вызванную электронами, выбивающими рентгеновские лучи. Эти электроны могут получить такую ​​энергию только в том случае, если они питаются от магнитного поля, поэтому благодаря данному наблюдению астрономы смогли напрямую измерить напряжённость магнитного поля.

Исследователи оценили напряжённость поля в 1,6 миллиарда Тесла, что примерно в миллион миллиардов раз сильнее, чем магнитное поле Земли.