Рои крошечных роботов смогут однажды исследовать океаны далёких миров

Миссия SWIM
Илюстрация миссии SWIM. Авторы и права: NASA / JPL.

Лаборатория реактивного движения НАСА выделила 600 000 долларов дополнительного финансирования для концепции, согласно которой стаи миниатюрных плавающих роботов отправятся исследовать океаны на спутниках планет Солнечной системы.

Использование крошечных роботов расширит площадь исследовательской миссии, направленной на изучение океанов под ледяными поверхностями некоторых из спутников нашей Солнечной системы, таких как Энцелад Сатурна или Европа Юпитера. Концепция, получившая название SWIM, является детищем Итана Шалера, инженера-робототехника из Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.

Хотя отправка роботов-исследователей на другие планеты и спутники не является новой идеей, в концепции SWIM будут использоваться роботы, которые намного меньше, чем обычно предлагаются. Роботы SWIM будут иметь длину всего 12 сантиметров и занимать от 60 до 75 кубических сантиметров в объеме. Каждый робот будет иметь собственный бортовой компьютер, двигательную установку, систему ультразвуковой связи и различные датчики для измерения температуры, кислотности, давления или других переменных.

Шалер предполагает, что десятки таких устройств поместятся внутри одного роботизированного “криобота” , который сможет проникать сквозь ледяные шапки спутника или планеты, чтобы добраться до подлёдных океанов. Развёртывание десятков крошечных роботов может значительно расширить географический охват миссии на Европе, Энцеладе или любом другом теле, на котором есть моря или океаны.

Миссия к Европе
Иллюстрация художника, показывающая новый посадочный модуль НАСА на поверхности ледяного спутника Юпитера Европе. Авторы и права: NASA / JPL.

К слову, многочисленный рой роботов, оснащённых датчиками, сможет совместно проводить свои измерения, тем самым уменьшая потенциальные ошибки. Большее количество данных также означает большую способность обнаруживать отклонения в окружающей среде.

Данная концепция остаётся гипотетической и в настоящее время не рассматривается для какой-либо конкретной миссии НАСА. Тем не менее, НАСА в настоящее время работает над запуском в 2024 году своей миссии “Клиппер”, которая совершит десятки облётов Европы для её детального изучения. Возможно, данные, полученные с “Клиппера”, станут основой для будущей миссии, включающей крошечных роботов SWIM, которые, наконец, совершят погружение в океаны под ледяной поверхностью спутника.