Учёные изучили ровесников Солнца

Солнце
Этот снимок Солнца был получен камерами аппарата SDO 1 октября 2015 года. Авторы и права: NASA / SDO.

Астрофизики из Потсдамского астрофизического института (Германия) и Университета Джона Хопкинса (США) впервые измерили периоды вращения звёзд, находящихся в кластере возраст которого почти равен возрасту нашего Солнца, и обнаружили, что они похожи. Выяснилось, что эти звёзды совершают один оборот вокруг своей оси приблизительно за двадцать шесть дней – почти так же, как и наше Солнце. Это открытие значительно укрепляет теорию известную как солнечно-звёздная связь – фундаментальный принцип, на котором основана большая часть современной солнечной и звёздной астрофизики.

Этот принцип, который утверждает, что Солнце ведёт себя также как и другие звёзды был доказан только в 19-ом веке, когда были изучены ближайшие звёзды. Он даёт нам возможность использовать Солнце – единственную звезду, которую мы можем наблюдать в мельчайших деталях, в качестве эталона для изучения процессов, происходящих на других звёздах, и, наоборот, использовать другие звёзды, чтобы узнать прошлое и будущее нашего Солнца. Периоды вращения играют ключевую роль для изучения магнитных процессов, происходящих в звёздах.

В своём исследовании команда астрофизиков изучала кластер M67 – единственный доступный на сегодня кластер возраст которого составляет приблизительно 4-4,5 миллиарда лет. Они измерили крошечные периодические вариации яркости двадцати подобных Солнцу звёзд, обусловленных наличием там звёздных пятен. Так как исследуемые звёзды довольно старые, то их звёздные пятна, по сравнению с более молодыми звёздами, относительно малы – и они похожи на пятна, которые мы наблюдаем на нашем Солнце.

Сидней Барнс (Sydney Barnes) – ведущий автор исследования, утверждает: “Мы давно ждали подтверждения этого принципа, и вот наконец это свершилось”. Соавтор Йорг Вайнгрилл (Jörg Weingrill) добавляет: “Теперь мы с большой уверенностью можем проследить эволюцию нашей родной звезды”.