Астрономический сленг: теория Большого взрыва

Эволюция Вселенной
На этой иллюстрации показана эволюция Вселенной, от Большого Взрыва слева до современности справа. Авторы и права: NASA.

В этой серии статей мы исследуем странный и удивительный мир астрономического жаргона! Вы начнёте всё с сегодняшней темы: теории Большого взрыва!

Теория Большого взрыва – лучшее на сегодняшний день понимание истории Вселенной. Теория представляет собой физическую модель, основанную на многих доказательствах, которая говорит о том, что когда-то наша Вселенная была меньше, горячее и плотнее, чем сегодня. На самом деле, согласно нашим лучшим измерениям, около 13,77 миллиардов лет назад вся наша наблюдаемая Вселенная, включая каждую звезду и галактику, которые мы когда-либо могли видеть, была втиснута в крошечный объём всего в несколько сантиметров в поперечнике с температурой более квадриллиона градусов.

Теория Большого взрыва возникла в начале 20 века. Первые попытки создать такую теорию начались с общей теории относительности Эйнштейна. Когда он применил свои уравнения к изучению Вселенной в целом, он обнаружил, что статичный, неизменный космос весьма маловероятен. Вместо этого Вселенная должна либо расширяться, либо сжиматься. К аналогичному выводу пришёл бельгийский астроном и католический священник Жорж Леметр, назвав своё представление о происхождении Вселенной “первичным атомом”.

Учёные, в том числе Эйнштейн, отвергли эту идею. Но в 1920-х годах астроном Эдвин Хаббл убедительно продемонстрировал, что все галактики разбегаются друг от друга. Самое простое объяснение этого наблюдения состоит в том, что мы живём в расширяющейся Вселенной.

Вселенная
На этой иллюстрации показаны этапы расширения Вселенной с течением времени. Авторы и права: Mark Garlick / Science Photo Library.

С тех пор многочисленные доказательства привели учёных к выводу, что теория Большого взрыва верна. Например, модели очень ранней Вселенной успешно предсказывают обилие лёгких элементов, таких как водород и гелий. Ранние космологи также предсказывали существование послесвечения, возникающего при переходе молодой Вселенной из плазменного состояния в нейтральное. Этот узор, названный космическим микроволновым фоном, был обнаружен случайно в 1960-х годах.

В модели Большого взрыва изначальная Вселенная расширялась и охлаждалась, что в конечном итоге привело к образованию звёзд и галактик.

Сегодня ни одна другая теория космологии не может успешно объяснить всё богатство фактов.