Астрономический сленг: Магеллановы Облака

Большое Магелланово Облако
Снимок Большого Магелланового Облака, полученный астрономом-любителем. Авторы и права: Andrew Lockwood.

В этой серии статей мы исследуем странный и удивительный мир астрономического жаргона! Вы будете видны только в южном полушарии после сегодняшней темы: Магеллановы Облака!

Магеллановы Облака – две крупнейшие галактики-спутника Млечного Пути. Их можно обнаружить на ночном небе южного полушария в виде двух размытых пятен, видимых невооружённым глазом. Жители южного полушария знали о них практически всегда, но они не привлекали внимания европейских астрономов до тех пор, пока о них не написал Антонио Пигафетта, сопровождавший Фердинанда Магеллана в его кругосветном путешествии.

Магеллановы Облака, кажется, находятся довольно близко друг к другу, но на самом деле расстояние между ними составляет около 75 000 световых лет. Большее из двух, названное Большим Магеллановым Облаком или БМО, находится на расстоянии около 160 000 световых лет от Млечного Пути, а Малое Магелланово Облако (ММО) – на расстоянии около 200 000 световых лет.

Диаметр БМО составляет около 14 000 световых лет, что примерно в два раза больше, чем у Малого Магелланова Облака, хотя галактика всё ещё крошечная по сравнению с Млечным Путём, диаметр которого превышает 100 000 световых лет.

Тёмная материя
На карте видно яркое пятно – звёздный след в гало Млечного Пути. В правом нижнем углу Большое Магелланово Облако. Авторы и права: NASA / ESA / JPL-Caltech / Conroy et. al.

По сравнению с Млечным Путём в двух Облаках намного больше газа и меньше звёзд. В них также отсутствует множество элементов тяжелее гелия, поскольку в них не наблюдается значительных процессов звездообразования. Какая бы форма у них ни была, когда они только сформировались, она давно исчезла, так как они были растянуты и притянуты гравитационным воздействием Млечного Пути. Тем не менее, радиотелескопы обнаружили слабую спиральную структуру в водороде, который заполняет их объёмы.

Астрономам трудно оценить массу обоих облаков, но данные свидетельствуют о том, что БМО примерно в десять раз менее массивно, чем Млечный Путь.

Два Облака не одиноки; к ним присоединяются несколько десятков других карликовых галактик, вращающихся вокруг Млечного Пути.