Астрономический сленг: планетарная туманность

Туманность Ориона
Снимок туманности Ориона, полученный в обсерватории Кумеада в Португалии. Авторы и права: Miguel Claro.

В этой серии статей мы исследуем странный и удивительный мир астрономического жаргона! Вас немного запутает сегодняшняя тема: планетарная туманность!

Как это ни странно, но планетарные туманности не имеют абсолютно никакого отношения к планетам. Это неправильное название восходит к заре современной астрономии, когда первые астрономы только открывали странную и прекрасную Вселенную. Эти астрономы обнаружили объекты, которые выглядели круглыми и нечёткими, поэтому были названы “туманными”, но в то же время они были похожими на планеты. К тому времени, когда астрономы наконец выяснили, что это такое, термин прижился.

Планетарные туманности – это то, что происходит в самом конце жизненного цикла солнцеподобной звезды. В течение своей жизни звёзды превращают водород в гелий, и именно благодаря этому синтезу они сияют. Но в конце концов в их ядрах заканчивается пригодный для использования водород, и вместо этого они переключаются на синтез гелия. Когда он заканчивается, у них остаётся ядро ​​из углерода и кислорода.

Солнцеподобные звёзды не обладают достаточной массой для создания давления, необходимого для синтеза углерода и кислорода, поэтому с ядром ничего не происходит.

Пока всё это продолжается, остальная часть звезды проходит несколько стадий расширения и сжатия, становясь тем, что известно как красный гигант. С каждым циклом звезда теряет всё большую и большую часть атмосферы.

Коллаж, содержащий изображения более 100 туманностей. Фото: NASA \ ESA.

В конце концов всё, что остаётся, – это небольшое, плотное ядро ​​и разреженное облако водорода, гелия и других элементов.

Когда ядро ​​впервые обнажается, его температура составляет несколько миллионов Кельвинов. Интенсивное излучение, исходящее из этого ядра, освещает окружающее его газовое облако, создавая планетарную туманность. Как только ядро ​​остывает, оно больше не может питать это шоу, и туманность становится невидимой. Вот почему планетарные туманности имеют относительно короткое время жизни, всего несколько десятков тысяч лет каждая.

Несмотря на то, что они существуют относительно недолго, планетарные туманности распространены по всей галактике, потому что существует очень много звёзд, подобных Солнцу. На самом деле, однажды и наше собственное Солнце создаст такую ​​туманность.