Астрономический сленг: гелиосфера

Гелиосфера
Модель гелиосферы. Авторы и права: NASA / Feimer.

В этой серии статей мы исследуем странный и удивительный мир астрономического жаргона! Вы раздвинете границы с сегодняшней темой: гелиосфера!

Если вам нужно удобное определение для всего того, что находится “внутри” Солнечной системы, то гелиосфера – лучший выбор. Это область, в которой преобладают частицы, постоянно исходящие от Солнца, и собственное магнитное поле Солнца. Этот регион простирается на миллионы километров, далеко за пределы орбиты Плутона.

Солнце постоянно генерирует нечто, называемое солнечным ветром, который почти полностью состоит из электронов. Эти электроны текут по Солнечной системе. Но в конце концов они сталкиваются с общей межзвёздной средой, которая представляет собой тонкую плазму, состоящую из частиц, происходящих не из нашей системы.

Поскольку солнечный ветер дует относительно быстро, он образует своего рода “пузырь” низкой плотности в окружающей межзвёздной среде. Именно этот пузырь мы называем гелиосферой.

На самом дальнем краю гелиосферы находится завершающая ударная волна, где частицы солнечного ветра быстро замедляются при столкновении с межзвёздной средой. За этой границей находится гелиооболочка, которая представляет собой широкую и нечёткую переходную область, где солнечный ветер смешивается с межзвёздной средой. Место, где смешивание наконец заканчивается и вы сталкиваетесь с чистым межзвёздным пространством, называется гелиопаузой.

Вояджер
Художественная концепция космического корабля “Вояджер”. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

Магнитное поле Солнца, которое остаётся доминирующим внутри гелиосферы, защищает Солнечную систему от смертоносно заряженных частиц, приходящих из окружающего галактического пространства.

Несмотря на своё название, гелиосфера не совсем сфера. Поскольку Солнце движется по своей орбите вокруг центра Млечного Пути, гелиосфера больше похожа на комету. Она затупляется в направлении, в котором мы движемся, и тянется длинным хвостом позади нас.

Два космических корабля вышли за пределы гелиосферы. “Вояджер-1” достиг гелиопаузы 25 августа 2012 года, а “Вояджер-2” – 5 ноября 2018 года. Это достижение делает их единственными машинами, созданными человеком, которые в настоящее время находятся в межзвёздном пространстве.