Украинские астрономы открыли уникальную галактику

Телескоп
Большой бинокулярный телескоп или LBTI, состоит из двух 8-метровых телескопов. Интерферометр предназначен для обнаружения и изучения звёзд и планет вне нашей Солнечной системы. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

Учёные из Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины открыли уникальную галактику. Её особенность заключается в том, что содержание в ней всех химических элементов тяжелее гелия – самое низкое среди всех известных на сегодняшний день галактик с активным звездообразованием. Группу учёных в данном исследовании возглавлял украинский академик, астрофизик Юрий Изотов (вместе с американским коллегой он, в 2005 году, открыл одну из самых молодых галактик в нашей Вселенной).

Результаты проведённых наблюдений исследователи опубликовали в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Почему это открытие так важно? Современная астрофизика делает большой упор на исследование физических характеристик так называемых первичных галактик – предполагается, что это первые объекты Вселенной, которые появились в газовой среде из водорода и гелия, которая практически не содержала других элементов. Первичные галактики формировались, когда возраст Вселенной составлял всего несколько миллионов лет (на данный момент возраст Вселенной – превышает 13 миллиардов лет). Они играли важную роль в эволюции ранней Вселенной, к примеру, в них зародился синтез элементов тяжелее гелия (азота, кислорода, железа, углерода) и так далее.

Первичные галактики были компактными по своему размеру и массе (в десятки тысяч раз менее массивные, чем, к примеру, Млечный Путь). Это обстоятельство не давало возможности изучить их как следует, поэтому астрономы сосредоточены на поиске их аналогов, находящихся поближе. До недавнего обнаружения было известно всего несколько подобных объектов, среди них и та, которую астрофизики Юрий Изотов и Наталья Гусева открыли в 1990 году.

Сейчас коллектив учёных Украины (который возглавлял Изотов, и в котором принимала участие Гусева) совершил новое открытие. На предварительном этапе исследования авторы занимались поиском таких галактик среди четырёх миллионов и нашли несколько кандидатов. Самым достоверным из них оказалась галактика J0811+4730. Её наблюдения проводили на одном из самых больших телескопов мира – Большом бинокулярном телескопе, который располагается в Аризоне, США. У него есть два 8,4-метровых зеркала.

Обнаруженная галактика находится на расстоянии 600 миллионов световых лет и является относительно маленькой. По размеру она в десятки раз меньше, а по массе – в 100 000 раз меньше, чем обыкновенная спиральная галактика.