
Сильный ветер и дождь на европейском космодроме Куру, Французская Гвиана, были причиной последней задержки запуска космического телескопа Джеймса Уэбба. Но есть и другой тип погоды, который может помешать путешествию большого телескопа на орбиту: космическая погода. Так как же выглядит прогноз космической погоды на знаменательный день для международной астрономии?
Эксперты НАСА внимательно следят за тремя аспектами космической погоды, чтобы дать зелёный свет запуску космического телескопа Джеймса Уэбба: глобальный индекс геомагнитной активности (также известный как индекс Kp), состояние поясов Ван Аллена (два региона вокруг Земли, где высокоэнергетические частицы захватываются магнитным полем планеты), и солнечные энергетические частицы, которые испускаются нашей звездой.
“Воздействие космической погоды проявляется во многих формах и может вызвать проблемы”, – говорится в заявлении Джима Спанна, руководителя отдела космической погоды в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне. “Нам придётся уделять много внимания космической погоде”.
Как каждый из трёх аспектов космической погоды может повлиять на космический телескоп Джеймса Уэбба?
Индекс Kp, особенно интересен тем, кто хочет увидеть северное сияние. Он является мерой возмущения магнитного поля Земли, вызванного солнечным ветром, потоком заряжённых частиц, исходящих от Солнца. Его значение колеблется от 0 до 9. Рейтинг выше 4 считается геомагнитной бурей. Если бы индекс превысил это значение, то запуск космического телескопа Джеймса Уэбба, вероятно, пришлось бы опять отложить, поскольку магнитные возмущения могли бы повлиять на способность космического корабля общаться с Землёй.

Пока что, кажется, индекс Kp не остановит (и без того сильно отложенный) запуск. Текущий прогноз на сегодня предполагает значения от 1 до 3.
Команды запуска космического телескопа Джеймса Уэбба также внимательно следят за количеством электронов, захваченных в поясах Ван Аллена. Эти две области в форме пончика простираются над Землёй на высотах от 650 до 9660 километров и от 13 500 до 60 000 километров соответственно.
Магнитное поле Земли улавливает солнечные частицы в поясах Ван Аллена. Когда на планету обрушивается солнечная буря, пояса заряжаются, что может вызвать проблемы для проходящего космического корабля из-за накопления электрического заряда на его поверхности.
“Вы знакомы с этим эффектом, например, когда вы достаёте что-то из сушилки, то вы можете получить небольшой электрический удар”, – сказал Спанн. “Именно это может случиться и с космическим кораблём”.
Во время таких разрядов избыточные токи проходят через цепи космического корабля, что может вызвать короткое замыкание или повлиять на работу солнечных панелей.

Спутник GOES-17 Национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA) измеряет содержание электронов во внешнем поясе Ван Аллена, поэтому команды космического телескопа Джеймса Уэбба понимают риски.
Последняя проблема – это так называемые солнечные энергетические частицы (SEP), чрезвычайно быстрые электроны и фотоны, выбрасываемые Солнцем со скоростью тысячи километров в секунду. Учёные до сих пор не могут надёжно предсказать их присутствие в космосе вокруг Земли, но они, кажется, более распространены, когда на Солнце есть активные области, места, где могут возникать солнечные вспышки.
Если в космический корабль попадает SEP, его компьютер может сбиться, перепутав в своём двоичном коде ноль и единицу. Согласно Центру прогнозирования космической погоды NOAA, в настоящее время не прогнозируется никаких рисков для запуска космического телескопа Джеймса Уэбба в день Рождества.