Влияние солёной воды на обитаемость экзопланет

Планета-океан
Планета-океан в представлении художника. Авторы и права: Sci-NewsCom.

В новом исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences говорится, что соотношение и взаимодействие пресной и солёной воды в водоёмах на экзопланетах земного типа будут влиять на температуру последних. До недавнего времени компьютерное моделирование климата на обитаемых экзопланетах земного типа в основном было сосредоточено на изучении их атмосфер. Однако, изучение их океанов также имеет жизненно важное значение для понимания их климата и обитаемости.

Учёные предполагают, что океаны, на подобных Земле, экзопланетах могут быть совсем не похожи на наши – они могут быть значительно более или менее солёными, чем океаны Земли.

Число планет, обнаруживаемых за пределами нашей Солнечной системы быстро растёт.

“Наше исследование поможет ответить на вопрос о том могут ли эти планеты поддерживать инопланетную жизнь”, – сказал соавтор статьи профессор Дэвид Стивенс (David Stevens) из университета Восточной Англии..

Исследователи считают, что многие планеты могут быть непригодными для жизни, потому что они либо слишком близки, либо слишком далеки от своих звёзд. Обитаемая зона планеты в современных гипотезах основывается на её расположении от звезды и на температурах, при которых на поверхности планет в этой зоне может существовать вода в жидком виде.

Океаны играют ключевую роль в поддержании жизни, а также являются неотъемлемой частью механизма, отвечающего за планетарный климат. Однако предыдущие модели использовали стандартные (земные) значения для фундаментальных свойств океанов на экзопланетах, таких как солёность и глубина.

“В нашем исследовании мы хотели выяснить, что будет с экзопланетой, которая внешне будет похожа на Землю, но характеристики океанов, такие как, например, солёность будут радикально отличаться от земных”, – сказал профессор Стивенс.

Как известно на Земле присутствует циркуляция водных масс – тёплая вода движется по направлению к полюсам затем охлаждается и вновь возвращается обратно на экватор.

“Наше исследование показывает, что вода в океанах на других планетах с гораздо более высокой солёностью может циркулировать в обратном направлении”, – сказал соавтор исследования доктор Манодж Джоши (Manoj Joshi), из Университета Восточной Англии. “Мы также обнаружили аналогичную картину при уменьшении солёности воды”, – добавил он.

Эти модели циркуляции противоположны тем, что мы видим на Земле, и это может привести к тому что полярные регионы на таких экзопланетах не будут скованны льдами. Эти знания позволили учёным расширить границы обитаемой зоны для экзопланет.

Конечно, на любой экзопланете, существует и много других факторов влияющих на её обитаемость – например, приливные силы, вращение планеты, глубина океана и расположение материков. И новая работа всего лишь добавляет ещё один пункт к общей картине обитаемости экзопланет.