Световое эхо помогло обнаружить умирающую сверхмассивную чёрную дыру

Чёрная дыра
Составное изображение Arp 187 в радиодиапазоне, полученное телескопами VLA и ALMA (синий: VLA 4.86 ГГц, зеленый: VLA 8.44 ГГц, красный: ALMA 133 ГГц). Авторы и права: ALMA / ESO / NAOJ / NRAO / Ichikawa.

Сверхмассивные чёрные дыры (SMBH) находятся в центрах галактик и имеют массы от одного миллиона до 10 миллиардов солнечных масс. Некоторые сверхмассивные чёрные дыры находятся в активной фазе своей жизни, что приводит к появлению активных ядер галактик (AGN).

AGN в конечном итоге погаснут, поскольку существует предел максимальной массы для SMBH; учёные давно размышляют над тем, каков он.

Кохей Итикава из Университета Тохоку и его исследовательская группа, возможно, случайно обнаружили AGN ближе к концу его жизненного цикла после наблюдений за галактикой Arp 187.

Наблюдая за центром галактики с помощью двух астрономических обсерваторий – ALMA и VLA, они обнаружили реактивную струю, являющуюся отличительным признаком AGN.

Однако они не заметили сигнала от ядра, что указывает на то, что активность AGN уже скорее всего прекратилась.

При дальнейшем анализе многоволновых данных они обнаружили, что AGN, вероятно, прекратил своё существование в течение последних 3000 лет. Наблюдение за прошлой активностью AGN известно как световое эхо.

“Мы использовали рентгеновский спутник NuSTAR, лучший инструмент для наблюдения за текущей активностью AGN”, – сказал Итикава. “Это позволило нам сделать вывод о том, что ядро ​​полностью мертво”.

Результаты показывают, что активность AGN прекратилась в пределах 3000-летнего периода, а ядро ​​стало более чем в 1000 раз слабее за последние 3000 лет.