В Малом Магеллановом Облаке обнаружен новый мощный пульсар

Двойная система
На этой иллюстрации показана двойная система, состоящая из белого карлика и пульсара. Авторы и права: NASA’s Goddard Space Flight Center.

С помощью космического телескопа XMM-Newton (ЕКА) международная группа астрономов обнаружила в Малом Магеллановом Облаке (ММО) новый мощный пульсар. Недавно обнаруженный пульсар, обозначенный как PSR J0058–7218, по-видимому, является самым энергичным пульсаром, обнаруженным на данный момент в ММО. Обнаружение подробно описано в статье, опубликованной 17 мая на сайте arXivOrg.

Пульсары – это сильно намагниченные вращающиеся нейтронные звёзды, излучающие пучок электромагнитного излучения. Обычно они регистрируются в виде коротких всплесков радиоизлучения, однако некоторые из них также наблюдаются с помощью оптических, рентгеновских и гамма-телескопов.

На расстоянии около 195 000 световых лет от нас ММО представляет собой богатую газом неправильную галактику, вращающуюся вокруг Млечного Пути. На сегодняшний день в Малом Магеллановом Облаке обнаружены десятки пульсаров, но лишь некоторые из них являются молодыми, обладающими такой энергией.

Идеальным местом для поиска пульсаров этого типа являются остатки сверхновый. Одним из них оказался IKT 16, где центральный источник жёсткого рентгеновского излучения был идентифицирован с помощью XMM-Newton.

Недавно группа астрономов во главе с Чандрей Майтра из Института внеземной физики Макса Планка в Гархинге, Германия, исследовала этот источник с помощью XMM-Newton и обнаружила, что он демонстрирует пульсации, что подтверждает его природу.

“IKT16 наблюдался Европейской фотонной камерой (EPIC) на борту спутника XMM-Newton, начиная с 15 марта 2020 года”, – пояснили исследователи.

Согласно статье, PSR J0058–7218 имеет период вращения около 21,77 миллисекунды, производную периода вращения на уровне 0,029 пикосекунд/секунду и возраст около 12 000 лет.

Светимость PSR J0058–7218 при замедлении вращения оценивается примерно в 110 ундециллионов эрг/с. Астрономы отметили, что это значение указывает на то, что этот объект является крабоподобным пульсаром и наиболее энергичным пульсаром, обнаруженным на данный момент в ММО.

Поверхностное дипольное магнитное поле PSR J0058–7218 было измерено на уровне 800 миллиардов Гс. Исследование также показало, что пульсар имеет рентгеновскую светимость около 120 дециллионов эрг/с.

В заключение исследователи отметили, что PSR J0058–7218 – молодой, энергичный и сверхбыстрый пульсар, подчеркнув важность обнаружения этого объекта для изучения пульсаров.