У Большого Красного Пятна Юпитера есть тёмная тайна. Оно питается более мелкими бурями

Большое красное пятно
Серия меньших (но всё же огромных) антициклонов приблизилась к Большому красному пятну Юпитера в 2019 году. Авторы и права: AGU / Journal of Geophysical Research: Planets.

Большое красное пятно Юпитера – самая крупная и самая мощная из всех бурь в Солнечной системе – бурлит уже сотни лет. Недавно в Большое красное пятно (БКП) врезались десятки небольших штормов. Эти более мелкие штормы нанесли лишь поверхностный ущерб и, возможно, в конечном итоге усилили БКП.

Этот шторм действительно огромен. Это антициклон, центр высокого давления, окружённый атмосферой низкого давления, который перемешивался веками. В настоящее время его ширина составляет более 15 000 километров. Это более чем в два раза больше диаметра нашей планеты Земля.

Как ни странно, шторм неуклонно утихает на протяжении десятилетий. В середине 1800-х годов ширина Большого красного пятна составляла более 40 000 километров. Астрономы не уверены, почему БКП уменьшается и как долго это может длиться.

Но Большое красное пятно не одиноко. В верхних слоях атмосферы Юпитера наблюдаются бесчисленные бури меньшего размера (хотя “меньший” здесь всё же соответствует примерно половине размера Земли). Иногда один или два из этих штормов сталкиваются с Большим красным пятном. Но начиная с 2019 года на Пятно ежегодно обрушивается более двух десятков небольших штормов.

И астрономы получили места в первом ряду благодаря космическому зонду “Юнона” (НАСА), который в настоящее время находится на орбите газового гиганта.

Юпитер
Космический корабль “Юнона” получил этот образ Юпитера вскоре после завершения своего 12-го ближнего полета около планеты 1 апреля 2018 года. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech / SwRI / MSSS / Gerald Eichstad / Sean Doran.

С каждым ударом более мелкий шторм, кажется, наносит значительный ущерб БКП, искажая линии массивного циклона. Но дальнейший анализ, недавно опубликованный в Journal of Geophysical Research: Planets, показывает, что повреждения носят поверхностный характер. На самом деле, вместо того, чтобы разрушить Большое красное пятно, более мелкие бури подпитывают его.

“Интенсивная завихрённость [Большого красного пятна], вместе с его большим размером и глубиной по сравнению с взаимодействующими вихрями, гарантирует его долгую жизнь”, – сказал Агустин Санчес-Лавега, профессор прикладной физики в Университете Бильбао, Испания.

По мере того, как более крупный шторм поглощает эти более мелкие бури, он получает энергию за счёт энергии их вращения.

Возможно, без столкновений Большое красное пятно исчезло бы несколько десятилетий назад. Однако, при постоянном поступлении энергии великий шторм может существовать веками.

Поглощение антициклонов не обязательно разрушительно; оно может увеличивать скорость вращения БКП и, возможно, в течение более длительного периода поддерживать его в стабильном состоянии.