
Астрономы, используя 8,1-метровые телескопы в обсерватории Gemini в Чили, получили наиболее подробное изображение западной стены туманности Киля в ближнем инфракрасном диапазоне.
Туманность Киля, известная также как NGC 3372 и Caldwell 92, расположена примерно в 7500 световых годах от нас в направлении созвездия Киля.
Обнаруженная в 1750-х годах французским астрономом Николя Луи де Лакайлем, туманность представляет собой динамически развивающееся облако тонкодисперсного межзвёздного газа и пыли.
Массивные звёзды внутри него испускают интенсивное излучение, которое заставляет окружающий газ светиться. Напротив, в других регионах есть тёмные столбы пыли, скрывающие новорожденные звёзды.

Эта туманность имеет размер более 300 световых лет в поперечнике и является одной из крупнейших областей звездообразования в Млечном Пути. Кроме того, её достаточно легко увидеть невооружённым глазом в ясную тёмную ночь.
“Области звездообразования закрыты пылью, но их можно увидеть сквозь неё, используя инфракрасные телескопы”, – сказал астроном Университета Райса Патрик Хартиган.
Исследователи использовали инструмент Gemini South Adaptive Optics Imager, камеру с адаптивной оптикой ближнего инфракрасного диапазона, чтобы заглянуть сквозь внешние слои пыли и обнаружить огромную стену из пыли и газа, освещаемую интенсивным ультрафиолетовым светом, исходящим от ближайших массивных молодых звёзд.
С разрешением в 10 раз выше, чем было бы без адаптивной оптики, изображение показывает нам множество деталей, которые ранее не наблюдались.
“Результаты потрясающие”, – сказал доктор Хартиган.
На снимке можно увидеть множество деталей, никогда ранее не наблюдавшихся, в том числе длинную серию параллельных гребней, которые, возможно, были созданы магнитным полем, замечательную почти идеально гладкую синусоидальную волну и отдельные фрагменты, которые похоже, визуализируют процесс отрыва материала сильными звёздными ветрами.

Есть также свидетельства существования струи вещества, выброшенной из недавно сформировавшейся звезды.
Изображение даёт наиболее чёткое на сегодняшний день представление о том, как массивные молодые звёзды влияют на своё окружение, а также на формирование звёзд и планет.
“Вполне возможно, что наше Солнце сформировалось в аналогичной среде”, – сказал доктор Хартиган.
Если это так, то радиация и ветры от ближайших массивных звёзд повлияли бы на массу и атмосферу внешних планет Солнечной системы.
Результаты исследования были представлены в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.