Точно измерено расстояние до магнетара в созвездии Стрельца

Магнетар
Художественный образ магнетара, испускающего вспышку излучения. Авторы и права: Sophia Dagnello, NRAO / AUI / NSF.

Используя радиоинтерферометр VLBA (Very Long Baseline Array), международная группа астрономов произвела прямое геометрическое измерение расстояния до XTE J1810-197, магнетара, находящегося в созвездии Стрельца.

Магнетары – это нейтронные звёзды с чрезвычайно сильными магнитными полями – сверхплотные останки массивных звёзд, которые взорвались как сверхновые.

Типичное магнитное поле магнетара в триллион раз сильнее магнитного поля Земли, что делает эти объекты самыми намагниченными объектами во Вселенной.

Они могут формировать сильные всплески рентгеновского и гамма-излучения, и в последнее время стали ведущим кандидатом на роль источников быстрых радиовсплесков (FRB).

Обнаруженный в 2003 году XTE J1810-197 был первым из шести таких объектов, излучающих радиоимпульсы.

Импульсы наблюдались с 2003 по 2008 год, а затем прекратились на десятилетие. В декабре 2018 года яркие радиоимпульсы возобновились.

Астроном из технологического университета Суинберна Хао Дин и его коллеги использовали VLBA для регулярных наблюдений за XTE J1810-197 с января по ноябрь 2019 года, а затем снова в течение марта и апреля 2020 года.

Наблюдая за магнетаром с противоположных сторон земной орбиты вокруг Солнца, они смогли обнаружить небольшой сдвиг его видимого положения относительно фоновых, гораздо более далёких, объектов.

Помощь сайту

Я буду рад любой помощи некоммерческому проекту “Вселенная Сегодня”.
Ваша помощь мотевирует меня развивать сайт дальше.
БЕЛКАРТ: 9112 3930 4027 6490

Благодарю Вас за поддержку!

Этот эффект, называемый параллаксом, позволяет астрономам использовать геометрию для непосредственного расчёта расстояния до объекта.

“Это первое измерение параллакса для магнетара, и оно показывает, что это один из ближайших известных магнетаров – около 8100 световых лет, что делает его главной целью для будущих исследований”, – сказал Дин.

Знание расстояния до этого магнетара означает, что астрономы смогут точно рассчитать силу исходящих от него радиоимпульсов. Если он излучает что-то похожее на FRB, то исследователи узнают, насколько силён этот импульс.

Результаты работы были опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Больше информации: https://academic.oup.com/
Приветствую! Я основатель и администратор сайта UniverseTodayRu. Увлекаюсь астрономией, физикой и математикой. В 2010 году окончил физ.-мат. факультет БрГУ им. Пушкина. Для наблюдений и съёмки использую связку Sky-Watcher BK 909EQ2 и Canon EOS 1100D. В свободное время вы можете увидеть, как я смотрю на звёзды, задаваясь вопросом, что там? Кроме точных наук интересуюсь всем, что связано с программным обеспечением и информационными технологиями.