Астрономы нашли три ярких двойных квазара

Квазар
Данные по трём двойным квазарам, обнаруженным в ходе недавнего исследования. Авторы и права: Silverman et al, doi: 10.3847/1538-4357/aba4a3.

Используя телескоп Subaru и телескопы обсерваторий WM Keck и Gemini, астрономы обнаружили три двойных квазара – системы галактик, в которых идёт процесс слияния двух сверхмассивных чёрных дыр.

Квазары – одни из самых ярких и энергичных объектов во Вселенной, которые берут свою энергию от сверхмассивных чёрных дыр, в миллионы или миллиарды раз массивнее нашего Солнца.

Когда материал вращается вокруг чёрной дыры, он нагревается до высоких температур, выделяя столько света, что квазар может затмить свою родительскую галактику.

Это затрудняет обнаружение сливающейся пары галактик; трудно отделить свет от двух квазаров, потому что они находятся в непосредственной близости друг от друга.

Кроме того, непросто наблюдать за достаточно широкой областью неба, чтобы поймать эти редкие явления в необходимом количестве.
Чтобы преодолеть эти препятствия, доктор Джон Сильверман, астроном из Института физики и математики им. Кавли, и его коллеги воспользовались данными обзора HSC.

“Для упрощения нашей работы, мы начали с изучения 34 476 известных квазаров из данных обзора HSC, чтобы идентифицировать те, которые имеют две или более чёрные дыры в центрах”, – сказал доктор Сильверман.

Астрономы идентифицировали 421 кандидата на расстоянии менее 12,4 миллиардов световых лет.

Однако оставалась вероятность того, что многие из них были не настоящими двойными квазарами, а скорее случайными проекциями, например, светом от звёзд, находящихся в нашей собственной галактике Млечный Путь.

Подтверждение потребовало подробного анализа данных.

Используя спектрометр низкого разрешения (LRIS) обсерватории Кека и спектрометр интегрального поля в ближней инфракрасной области, команда определила три двойных квазара, два из которых ранее были неизвестны.

Несмотря на свою редкость, двойные квазары представляют собой важный этап в эволюции галактик, когда центральный гигант (чёрная дыра) пробуждается, набирает массу и потенциально влияет на рост своей родительской галактики.

Больше информации: https://iopscience.iop.org/