Астрономы находят полосы в атмосфере коричневого карлика

Коричневый карлик
Астрономы нашли доказательства наличия полос в атмосфере коричневого карлика под названием Luhman 16A. Авторы и права: Caltech / R. Hurt (IPAC).

Группа астрономов обнаружила, что у ближайшего известного коричневого карлика, Luhman 16A, наблюдаются признаки облачных полос, похожих на те, которые видны на Юпитере и Сатурне. Впервые учёные использовали метод поляриметрии для определения свойств атмосферных облаков у объекта, находящегося за пределами Солнечной системы.

Коричневые карлики – это объекты, более тяжёлые, чем планеты, но более лёгкие, чем звёзды, и, как правило, в 13–80 раз массивнее Юпитера. Luhman 16A является частью двойной системы, включающей ещё одного коричневого карлика, Luhman 16B. Находящаяся на расстоянии 6,5 световых лет это третья ближайшая к нашему Солнцу система после Альфы Центавра и Звезды Барнарда. Оба коричневых карлика весят примерно в 30 раз больше, чем Юпитер.

Несмотря на то, что Luhman 16A и 16B имеют одинаковые массы и температуры (около 1000 °C) и предположительно сформированы в одно и то же время, они демонстрируют заметно различающуюся атмосферу. Luhman 16B, в отличие от Luhman 16A, имеет заметные изменения яркости благодаря наличию облачных функций.

“Подобно Земле и Венере, эти объекты – близнецы с очень разной погодой”, – сказал Жюльен Жирар.

Исследователи использовали Очень Большой Телескоп в Чили, чтобы изучить поляризованный свет от системы Luhman 16. Поляризация – это свойство света, которое характеризует направление колебаний световой волны. Поляризованные солнцезащитные очки блокируют часть света, чтобы уменьшить блики и улучшить контраст.

“Вместо того, чтобы блокировать этот яркий свет, мы пытаемся измерить его”, – объяснил ведущий автор Макс Миллар-Бланшер.

Когда свет отражается от частиц, таких как облачные капли, он может способствовать определённому углу поляризации. Измеряя поляризацию света от удалённой системы, астрономы могут определить наличие облаков без непосредственного разрешения структуры облаков коричневого карлика.

“Даже на расстоянии нескольких световых лет мы можем использовать поляризацию, чтобы определить, что свет встретил на своём пути”, – добавил Жирар.

Чтобы определить, что именно свет встречал на своём пути, исследователи сравнили наблюдения с моделями с различными свойствами. Учёные обнаружили, что только модель атмосферы с облачными полосами могла бы соответствовать имеющимся наблюдениям Luhman 16A.

Техника поляриметрии не ограничивается коричневыми карликами. Она может также быть применена к экзопланетам, вращающимся вокруг отдалённых звёзд. Атмосфера массивных, горячих газовых экзопланет похожа на атмосферу коричневых карликов. Хотя измерение поляризационного сигнала от экзопланет будет более сложным, из-за их относительной слабости и близости к своей звезде, информация, полученная от коричневых карликов, может потенциально помочь в этих будущих исследованиях.

Исследование было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal.

Больше информации: https://iopscience.iop.org