Некоторые звёзды формируются скачками

Протозвезда
Протозвезда, диск и отток в молодой системе HH 211. Авторы и права: ALMA (ESO / NAOJ / NRAO) / Lee et al.

Астрономы, использующие данные, собранные комплексом радиотелескопов ALMA обнаружили, что определенная часть протозвёзд переживает так называемые скачки роста. Доказательством этого процесса, наблюдаемого у некоторых протозвёзд, является наличие у последних прерывистых струй исходящих из обоих полюсов звезды.

Протозвезда известная как CARMA-7 – является одной из десятков подобных объектов в звёздном скоплении, удалённом от нас примерно на 1400 световых лет. После своего обнаружения этот район зарождающихся звёздных объектов был исследован в миллиметровом диапазоне волн.

“Эти молодые протозвёзды переживают периоды быстрого роста, сменяющиеся периодами относительного затишья”, – сказала Адель Планкетт (Adele Plunkett), сотрудник Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили.

Изучение этого периодического процесса роста протозвёзд позволит астрономам получить важную информацию о взаимодействии между звёздами в подобных скоплениях.

Все звёзды формируются в плотных облаках газа и пыли. В результате конденсации материала звёзды начинают расти, а окружающее вещество образует плоский, вращающийся диск, из которого в будущем сформируется звёздная система. Из-за вращения материала, а также благодаря магнитному полю звезды, часть этого материала получает импульс и “выталкивается” в окружающее космическое пространство, образуя тем самым пару струй бьющих из полюсов протозвезды. Эти струи можно увидеть с помощью радиотелескопов, таких как ALMA.

В ходе недавнего мониторинга нескольких протозвёзд, находящихся в скоплении Змеи, астрономы были сильно удивлены обнаружив те из них струи у которых, казалось включаются и выключаются с поразительной регулярностью. Данные протозвёзды ориентированы таким образом, что верхняя струя удаляется от нас, а нижняя струя движется к нам.

Данные собранные ALMA показывают, что струи исходящие из полюсов CARMA-7 прерывались как минимум 22 раза, а материал струй распространился в космическое пространство на 2,46 трлн. километров и начал к тому же оказывать воздействие на окружающий кластер смешиваясь с другими струями.

Изучение струй протозвёзд поможет учёным лучше понять процессы, происходящие внутри аккреционного диска. Однако, поскольку большинство звёзд формируются достаточно далеко, астрономам нужны мощные инструменты, такие как ALMA.