Какая ракета… без подшипников!

Сверхтяжёлая ракета
Художественное изображение запуска сверхтяжёлой ракеты SLS. Она разрабатывается НАСА для пилотируемых полётов за пределами земной орбиты и станет самой мощной ракетой из когда-либо созданных человеком. Авторы и права: NASA.

12 апреля весь мир отметит очередную дату с момента первого полета человека в космос.

Самара, тогда Куйбышев, стояла у истоков космической отрасли страны. И сегодня в нашем городе продолжается производство космических кораблей и ракет. Мы привыкли видеть их по телевизору — огненное сопло двигателя, аппарат «Союз» округлой формы, скафандры космонавтов… Но мало кто из нас задумывается, что все это — единый сложный механизм, где важна каждая мельчайшая деталь. Оказывается, в ракете обязательно есть подшипники. И от их работы зависит очень многое! Что именно? Об этом мы и расскажем вам сегодня.

У ракеты нет колес, нет винта. Казалось бы, зачем этому аппарату то, что вращается? Материалов по этой теме оказалось очень немного, и за подробностями мы отправились на завод авиационных подшипников (он входит в состав Европейской подшипниковой корпорации), где делают эти ценные и секретные изделия. Впервые на страницах «Самарской Газеты» мы публикуем некоторые загадочные космические подробности.

Валерий Мурашкин, директор ЦСКБ Европейской подшипниковой корпорации:
— В отечественных ракетах устанавливаются жидкостно-реактивные двигатели. Подшипники используются в турбонасос-ных агрегатах, которые подают в камеру сжигания жидкостное топливо вместе с окислителем. В качестве топлива применяются керосин, спирт, другие виды горючего, включая углеводороды, жидкий кислород. К подшипникам предъявляются особые требования. Они работают несколько минут при запредельных нагрузках, после чего сгорают. Подшипники эти сделаны из специальных сплавов с применением композиционных материалов, так как работают в условиях недостаточной смазки. Прочность подшипников как авиационных, так и ракетных, которые мы делали и делаем, превышает расчетную норму на 500%! Поэтому за всю историю не было ни одного случая выхода из строя космических кораблей по вине подшипников. При очень высоком запасе прочности их роль в двигателе очень велика, по сути он на них «висит». Николай Кузнецов говорил: «Что такое двигатель? Это подшипники и лопатки».
Сейчас мы выпускаем подшипники для всех космических ракет, в том числе для знаменитых двигателей НК-33. В этом двигателе таких подшипников немного, но от них зависит, как он будет работать.

Евгений Жильников, заместитель директора ЦСКБ по научной работе:
— Подшипники в космическом корабле используются также в системе управления. Это изделия, которые во время полета корабля в открытом космосе позволяют направлять сопло двигателя и тем самым ориентировать корабль в пространстве, в нужном для астронавтов направлении. По сути подшипники нужны в любой ракете, будь то пилотируемый корабль, боевая ракета наземного базирования или висящая под крылом военного истребителя. С их помощью происходит управление движением в пространстве. Купить подшипники https://katiks.ru/.

Чтобы посмотреть на эти самые агрегаты, мы отправились в Музей авиации и космонавтики имени Сергея Королева Самарского государственного аэрокосмического университета. Здесь находится макет знаменитого ракетного двигателя НК-33 и его составляющих. Долго искать не пришлось — макет настолько наглядно демонстрирует внутреннее устройство двигателя, что, располагая уже полученными сведениями, мы быстро определили место нахождения «космических подшипников». Кстати, они имеют специальную аббревиатуру — это литера «П». «Пилотируемый», как нам объяснили в ЦСКБ. Далеко не каждому здесь доверяют производство таких ценных изделий. Ежегодно на заводе, согласно установленным требованиям, составляются специальные списки, в которые включают лучших сотрудников. В дальнейшем эти люди ставят свою подпись о персональной ответственности за каждый «космический подшипник» в специальном документе. Движение подшипника по заводу отражается в маршрутной карте, где по окончании работ расписываются рабочий, потом технолог, контролер и так до кладовщика. Хранится эта документация шесть лет — таков гарантийный срок службы «космического подшипника». В музее завода мы увидели некоторые образцы этих изделий. В середине 80-х на ЗАПе изготовили подшипники с серебряным напылением для единственного в нашей стране космического челнока «Буран». И вот они — «серебряные кольца» «Бурана» с загадочной маркировкой.

Юрий Анисимов, начальник бюро технического контроля цеха №3, пояснил нам: «При производстве этих изделий очень важно соблюдение технологии. И в этом случае за перевыполнение плана по головке не погладят. Если рабочий сделает больше подшипников, чем предусмотрено, то это означает нарушение технологии. А оно в авиации и космонавтике влечет за собой весьма печальные последствия. Расписываясь в специальном документе о персональной ответственности за производство подшипников для космических кораблей, работник ставит себя в условия, когда он не имеет права на ошибку. За 45 лет, что я работаю в этой отрасли, мне не известны случаи, чтобы создалась аварийная ситуация из-за наших подшипников».

Юрий Анисимов пришёл на производство в 1968 году. И с тех пор его жизнь неразрывно связана с авиацией и космонавтикой. Его руками собраны тысячи подшипников, с помощью которых в воздух поднимались самолеты и ракеты. Сегодня Юрий Иванович контролирует работу молодых сотрудников, которые уже сами успешно делают подшипники «П».

Виталий Комаров, наладчик шлифовальных станков цеха №3, пришел на завод в 2005 году. Он продолжил дело своего отца Сергея Комарова, который проработал здесь всю жизнь. На заводе Виталий встретил и свою будущую жену, с которой они теперь растят дочь Полину. На самарском заводе авиационных подшипников много молодых специалистов. Они приходят на смену старшему поколению, перенимая уникальный опыт ветеранов.

Присоединяйся

Вы могли пропустить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.