Астрономы обнаружили джет от столкновения галактик

Активное галактическое ядро
Иллюстрация, показывающая высокоскоростные джеты, вырывающиеся из сверхмассивной чёрной дыры, находящейся в центре спиральной галактики. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble / L. Calçada, ESO.

Астрономы, использующие 8,2-метровый телескоп Subaru, сообщили о первом однозначном обнаружении релятивистской струи – пучка заряжённых частиц, который движется почти со скоростью света, – выходящей из двух сталкивающихся спиральных галактик.

Джеты – самые мощные астрофизические явления во Вселенной. Они могут излучать в окружающее пространство больше энергии за одну секунду, чем наше Солнце производит за всю свою жизнь. Эта энергия находится в форме излучения, такого как интенсивные радиоволны, рентгеновские лучи и гамма-лучи.

Считалось, что джеты рождаются в более старых галактиках эллиптической формы с активным ядром (AGN), представляющим собой сверхмассивную чёрную дыру, окружённую аккреционным диском.

Астрономы предполагают, что AGN растут благодаря поглощению газа и пыли в процессе, называемом аккрецией. Но не вся эта материя попадает в чёрную дыру. Некоторые частицы получают ускорение и выбрасываются наружу в виде узких пучков или струй.

“Впервые мы обнаружили две спиральные галактики, находящиеся в процессе слияния, в результате которого возник джет”, – сказал ведущий автор работы Вайдехи Палия.

Как правило, джеты излучают свет, который настолько силён, что астрономы не могут увидеть галактику за ней. Это всё равно что пытаться смотреть на какой-либо объект, когда вам в глаза светят фонариком. Наблюдаемая струя менее мощная, поэтому исследователи могут наблюдать галактику, в которой она сформировалась.

Команда провела последующие наблюдения с помощью телескопа Gran Telescopio Canarias и телескопа Уильяма Гершеля, а также с помощью рентгеновской обсерватории “Чандра”.

Со временем весь газ будет выброшен в космическое пространство, после чего галактика не сможет больше формировать новые звёзды. Кроме того, без газа чёрная дыра “отключится”.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Astrophysical Journal.

Больше информации: https://iopscience.iop.org/