TESS открыл новый класс пульсирующих звёзд

Звезда
Звезда HD 74423 и её спутник. Авторы и права: Gabriel Pérez Díaz / IAC.

Используя данные, собранные космическим телескопом TESS, команда астрономов обнаружила звезду у которой одно полушарие пульсирует значительно сильнее, чем второе. Звезда, названная HD 74423, имеет массу 1,7 солнечных масс и находится на расстоянии около 1 601 светового года от Земли.

Пульсирующие звёзды давно известны в астрономии. Эти ритмические пульсации поверхности звезды наблюдаются как у молодых так и у старых звёзд и могут иметь длинные или короткие периоды, широкие диапазоны яркости и различные причины.

Однако есть одна вещь, которая до сих была присуща всем этим звёздам: колебания всегда были видны со всех сторон звезды.

“Первое, что привлекло моё внимание, это то, что HD 74423 была химически своеобразной звездой. Звёзды, подобные этой, обычно довольно богаты металлами, но эта – наоборот, бедна металлами”, – сказал доктор Саймон Мерфи, астроном из Сиднейского института астрономии при Сиднейском университете.

Астрономы предсказывали существование подобных звёзд ещё в 80-х годах прошлого столетия.

“Я искал такую ​​звезду почти 40 лет, и теперь мы наконец нашли её”, – сказал Саймон Мерфи.

Команда определила причину необычной односторонней пульсации HD 74423 – звезда расположена в двойной звёздной системе, где её компаньоном является красный карлик. Этот спутник искажает колебания своим гравитационным притяжением.

Период обращения двойной системы, составляющий менее двух дней, настолько мал, что большая звезда, под действием гравитационного притяжения спутника, искажается и принимает форму капли.

Об открытии сообщается в журнале Nature Astronomy.

Больше информации: https://www.nature.com/