Пульсар пробил газовый диск звезды

Пульсар
Пульсар в двойной системе PSR B1259-63 / LS 2883 пробил диск своего компаньона. Авторы и права: NASA / Chandra.

Суперплотный пульсар пробил газовый диск своей звезды-компаньона и выбросил гигантское облако пыли и газа прочь со скоростью, составляющей почти 15 процентов скорости света. Это столкновение видно на снимках полученных рентгеновской обсерваторией “Чандра” (НАСА).

Быстро вращающаяся нейтронная звезда, известная как пульсар, является частью двойной звёздной системы, удалённой от нас на 7500 световых лет. Его партнер примерно в 30 раз массивнее нашего Солнца. Звезда вращается с большой скоростью, тем самым создавая пыльный диск вокруг себя. Наблюдения, проводимые обсерваторией “Чандра”, показали, что пульсар пронзает пылевой диск своего партнёра с определённой периодичностью.

“Эти два объекта находятся в необычном космическом “танце” и дают нам шанс наблюдать нечто невообразимое”, – отметил ведущий автор исследования Джордж Павлов, научный сотрудник Пенсильванского университета, в своём заявлении. “Приближаясь к своей звезде на минимальное расстояние каждый 41-ый месяц, пульсар пробивает её газовый диск”, – добавил он.

Наблюдения “Чандры” этой двойной звёздной системы, которую учёные называют PSR B1259-63 / LS 2883, показали, что часть пылевого диска, более чем в 100 раз шире нашей Солнечной системы, была вырвана пульсаром и выброшена в космическое пространство.

Вырванный кусок газового диска по началу удалялся от звезды со скоростью, составляющей около 7 процентов скорости света, однако, когда исследователи снова посмотрели на двойную систему (год спустя) скорость увеличилась до 15 процентов.

Такое изменение скорости показывает, насколько мощные ветра могут исходить от пульсара. Ветер пульсара настолько мощный, что в конечном счёте весь пылевой диск вокруг звезды-компаньона будет выброшен в открытый космос.