NGC 6338: столкновение двух групп галактик

Столкновение галактик
Это составное изображение слияния групп галактик NGC 6338 содержит рентгеновские данные “Чандры” (показаны красным цветом) и XMM-Newton (синий цвет), а также оптические данные Слоановского цифрового небесного обзора. Авторы и права: Chandra / NASA / CXC / SAO / E. O’Sullivan / ESA / XMM / SDSS.

Используя данные рентгеновской обсерватории “Чандра” (НАСА), XMM-Newton (ЕКА) и обсерватории в Апач-Пойнт, астрономы обнаружили, что две группы галактик в сливающейся системе NGC 6338 сталкиваются друг с другом с огромной скоростью – около 6,4 млн. км/ч (4 млн. миль в час). Наблюдения также показали, что холодные ядра этих групп галактик находятся в большой области газа, который был нагрет до начала взаимодействия.

Система галактик NGC 6338 находится на расстоянии приблизительно 380 миллионов световых лет от Земли в направлении созвездия Дракона.

Общая масса системы составляет около 100 триллионов солнечных масс, примерно 83% из которой находится в форме тёмной материи, 16% в форме горячего газа и 1% в звёздах.

Предыдущие исследования показали наличие областей более холодного газа вокруг ядер двух групп галактик в NGC 6338, испускающего рентгеновское излучение.

“Новые данные “Чандра” и XMM-Newton показывают, что газ слева и справа от холодных ядер, а также между ними, похоже, нагревается ударными фронтами, образовавшимися в результате столкновения”, – сказал доктор Эван О’Салливан из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Присутствие нагретого газа в слияниях групп галактик было предсказано компьютерными моделями, но система NGC 6338 может быть первым слиянием, которое явно продемонстрировало это.

Вторым источником тепла в скоплениях галактик, является энергия, создаваемая струями высокоскоростных частиц, генерируемых сверхмассивными чёрными дырами.

В настоящее время этот источник тепла, по-видимому, неактивен в NGC 6338, потому что нет никаких свидетельств наличия джетов из сверхмассивных чёрных дыр. Отсутствие последних может объяснить присутствие нитей охлаждённого газа, обнаруженных вокруг большой галактики.

Результаты исследования были опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Больше информации: https://www.nature.com/