Обнаружена гигантская чёрная дыра

Джет
Поток частиц, исходящих из полюса чёрной дыры в центре блазара. Авторы и права: DESY / Science Communication Lab.

Астрономы были сильно удивлены обнаружив в относительно небольшой галактике огромную чёрную дыру (ЧД), масса которой более, чем в 7 миллиардов раз больше солнечной. Такая массивная чёрная дыра не соответствует размерам своей галактики, заявили учёные. Это открытие может привести к изменению актуальных на сегодняшний день моделей формирования галактик, добавили исследователи.

Астрономы изучили сверхмассивную чёрную дыру, известную как CID-947, используя телескоп обсерватории Кека на Гавайях, а также рентгеновские обсерватории Chandra и XMM-Newton. Эта чёрная дыра, относится к крупнейшим из когда-либо обнаруженных, она сформировалась в ранней Вселенной около 11,7 млрд. лет назад – то есть спустя два миллиарда лет после Большого Взрыва. Очень быстрое движение газа вблизи чёрной дыры показывает, что она имеет очень большую массу.

Открытие было весьма неожиданным.

“Наше исследование было нацелено на наблюдение обычных объектов, если можно так говорить о чёрных дырах, но в итоге мы обнаружили нечто экзотическое”, – говорит в своём заявлении соавтор исследования С. Меган Урри из Йельского университета.

Проведённая работа была должна была помочь больше узнать о средних по размеру ЧД, которые имеются в типичных галактиках, и для астрономов стало шоком обнаружить гигантскую чёрную дыру такую как CID-947. Тем не менее, исследователей больше удивили не размеры самой чёрной дыры, а размеры галактики в которой она располагается.

“Согласно измерениям масса галактики является типичной на сегодняшний день”, – отметил ведущий автор исследования, Бенни Трахтенброт, астрофизик из института в Цюрихе. “То есть у нас есть гигантская чёрная дыра располагающаяся в галактике нормального размера”.

Большинство галактик, включая Млечный Путь, обладают сверхмассивными ЧД с массой в диапазоне от миллионов до миллиардов масс Солнца. Известные на сегодняшний момент сверхмассивные чёрные дыры составляют лишь 0,2-0,5 процента от массы их галактик – гораздо меньше, чем CID-947.

“Чёрная дыра CID-947 составляет примерно одну десятую массы хозяина”, – сказал Трахтенброт.

Обнаружение было настолько неожиданным, что астрономы попросили своих коллег перепроверить результаты исследований.

Современные модели формирования галактик предполагают, что галактики и их сверхмассивные чёрные дыры эволюционируют синхронно, то есть растут с одинаковой скоростью. Тем не менее, CID-947 не подпадает под это правило, и растёт гораздо быстрее, чем предсказали бы учёные. Кроме того, исследователи обнаружили, что, хотя чёрная дыра уже достигла конца своего роста, но звездообраование в галактике наблюдается до сих пор, что также противоречит предыдущим исследованиям.

В дальнейшем Трахтенброт и его коллеги хотят проанализировать более древние сверхмассивные чёрные дыры, чтобы узнать больше об их взаимодействии с родительскими галактиками.