В космической чашке бушует шторм

Квазар Чашка
Квазар “Чайная чашка” находящийся в 1,1 миллиарде световых лет от Земли. Авторы и права: NASA / CXC / University of Cambridge / G. Lansbury / STScI / W. Keel et al.

На изображении выше показан квазар по прозвищу “Чайная чашка”, которое он получил благодаря своей форме. Квазар – это активная галактика, в которой её центральная сверхмассивная чёрная дыра поглощает материал в колоссальных количествах. Это чрезвычайно светящиеся объекты, находящиеся на значительном расстоянии от Земли. “Чашка” удалена от нас на расстояние около 1,1 миллиарда световых лет и до недавно проведённых рентгеновских наблюдений этот объект считался умирающим квазаром.

“Чашка” была открыта в 2007 году в рамках программы Galaxy Zoo – гражданского научного проекта, в котором галактики классифицировались с использованием данных Sloan Digital Sky Survey. Мощный выброс энергии и частиц из аккреционного диска центральной чёрной дыры создал пузырёк материала, который стал ручкой стакана, находящейся примерно в 30 000 световых лет от центра галактики.

Наблюдения выявили ионизированные атомы в ручке “чайной чашки”, возможно, вызванные сильным излучением, исходящим от квазара в прошлом. Этот прошлый уровень излучения затмил текущие измерения светимости от квазара. Излучение, казалось, уменьшилось в 50-600 раз за последние 40 000-100 000 лет, что привело к теории о том, что квазар быстро угасает.

Однако новые данные телескопа XMM-Newton (ЕКА) и рентгеновской обсерватории “Чандра” (НАСА) показали, что рентгеновское излучение исходит от сильно затенённого центрального источника. Квазар, безусловно, потускнел с течением времени, но не так сильно, как предполагалось первоначально, возможно, только в 25 или даже меньше раз за последние 100 000 лет.

Данные “Чандры” также показали наличие более горячего газа в центральном пузыре и вблизи “чашки”, которая окружает центральную чёрную дыру. Это говорит о том, что из аккреционного диска чёрной дыры в окружающее пространство поступает материал, который и придал квазару форму чашки.

На изображении, представленном выше, рентгеновские данные окрашены синим цветом, а оптические наблюдения с космического телескопа “Хаббл” (НАСА / ЕКА) – красным и зелёным.

Результаты нового исследования описаны в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Больше информации: https://www.nature.com/