Космический телескоп “Хаббл” заглянул в скрытые глубины NGC 4696

Галактика
Эллиптическая галактика NGC 4696. Авторы и права: Hubble / NASA / ESA.

Космический телескоп “Хаббл” (НАСА / ЕКА) передал самое подробное изображение необычной галактики NGC 4696, имеющей яркое ядро, окутанное несколькими слоями похожих на капилляры газопылевых нитей.

NGC 4696 является эллиптической галактикой, которая находится в созвездии Центавра, приблизительно в 116 миллионах световых лет от Земли.

Также известная как ESO 322-91 и LEDA 43296, эта галактика простирается на 30 000 световых лет, благодаря чему NGC 4696 является самой крупной галактикой в скоплении Центавра (Abell 3526) – области пространства, которая содержит сотни гравитационно связанных между собой галактик.

В первую очередь NGC 4696 привлекает к себе внимание благодаря своей уникальной структуре. Предыдущие наблюдения выявили нитевидные завитки, которые тянутся от самого центра до окраин галактики, создавая тем самым своеобразный космический знак вопроса.

Команда астрономов из Университета Кембриджа в настоящее время использует возможности “Хаббла” для изучения этой нитевидной структуры в самых мелких деталях.

Учёные уже обнаружили, что каждое пыльное волокно имеет ширину около 200 световых лет, а его плотность примерно в 10 раз больше, чем у окружающего газа.

На первый взгляд может показаться, что эти закрученные в спираль нити движутся по направлению к центру NGC 4696. На самом же деле в центре галактики скрывается сверхмассивная чёрная дыра, которая нагревая газ в аккреционном диске периодически выбрасывает его ко внешним границам галактики.

Изучение нитевидных галактик, таких как NGC 4696, может помочь исследователям лучше понять, почему так много массивных галактик во Вселенной выглядят мёртвыми: не формируют звёзды, хотя имеют огромные запасы газа и пыли.