
Трудно провести чёткую грань между астрономами-любителями и профессиональными астрономами. В детстве эти понятия разграничить несколько проще: профессионалу платят, а любители делают это исключительно ради своего удовольствия.
Но это небольшие различия, особенно в астрономии, где, как мне кажется, пытаться определить что-то довольно сложно (статус Плутона, например). Для каждого определения, которое вы сможете придумать, можно привести контраргумент.
В случае же с гранью между “любительской” и “профессиональной” астрономией – эта задача становится практически нерешаемой. Удивительное качество “любительской” съёмки во многих отношениях не только конкурирует с работами профессионалов, но уже легко превосходит, работы которые были сделаны всего несколько лет назад.
И для этого у нас предостаточно примеров. Вот последнее изумительное доказательство: потрясающее изображение Большого Магелланова Облака (или БМО), карликовой галактики-спутника Млечного Пути.

Видимый размер БМО в поперечнике составляет 10° и это очень много (в 20 раз больше углового размера Луны). Исходя из углового размера не удивительно, что данное изображение сложено из 16 снимков. Эту серию снимков удалось заснять в обсерватории Эль Соус в Чили пяти “любителям”: Жан-Клод Канонье (Jean Claude Canonne), Филипп Бернард (Philippe Bernhard), Дидье Чаплэйн (Didier Chaplain), Николас Jenthc (Nicolas Outters) и Лоурент Бургон (Laurent Bourgon) – которые использовали свой собственный, (очень хороший), находящийся в обсерватории, 160-миллиметровый телескоп TEC. Небо в этой местности очень тёмное, что позволяет снимать такие чёткие изображения.
И под чёткими я подразумеваю максимальную на сегодняшний день детализацию. На это изображение было затрачено ошеломляющих 1060 часов общего наблюдения за период с апреля 2017 года по январь 2019 года. И оригинал поистине огромен: размером более 200 мегапикселей и весом более 100 мегабайт. Астрономы-любители проделали феноменальную работу.

Для этого изображения они использовали интересный набор фильтров. Обычно используют красный, зелёный и синий (плюс экспозиция без фильтра для получения информации о яркости), но в данном случае также использовалось три очень узких фильтра для фиксации линий излучения водорода (красный на изображении), кислорода (синий) и серы (также красный цвет). Это позволило визуализировать газ, находящийся в пространстве между звёздами.
Обычно изображения БМО не пестрят газовыми облаками. Но благодаря узкополосным фильтрам, мы можем наблюдать их на этом изображении. Некоторые из них активно образуют звёзды в этой крошечной галактике, а другие – это красивейшие памятники космической истории, то есть остатки взорвавшихся звёзд.
Некоторые из них мы можем узнать. Например, знаменитую туманность Тарантул , которая является одной из самых больших туманностей во всей Местной группе, которая в свою очередь состоит из десятков галактик, к которым относятся БМО и Млечный Путь.

Эта туманность настолько велика и в ней рождается так много звёзд, что астрономы думают, что это может быть один из начальных этапов формирования шарового скопления, огромного скопления сотен тысяч звёзд. А в 1987 году в ней взорвалась массивная звезда, рождённая на окраине туманности, в результате чего возникла Сверхновая 1987А. Так что да, здесь многое происходит.
Я просмотрел оригинальное изображение и должен признать, что довольно быстро “заблудился”. Помимо того, что эта необычная комбинация фильтров выделила туманности, так ещё и вокруг БМО так много всего, что я быстро потерялся в изображении. В Википедии есть аннотированное (и повёрнутое) изображение БМО, которое помогает, но не сильно. Изображение, созданное любителями, настолько чёткое, что многих особенностей нет на этой карте.
Но это меня не остановило и я продолжал блуждать и находить всё больше и больше интересных частей этого невероятного космического панно; различные шаровые скопления, остатки сверхновых, звёздные питомники … посмотрите, вот одна из частей, в которой есть всего понемногу:

Это гигантское облако называется N11, или туманность Боба. В БМО она уступает только Тарантулу. Это всего около 1000 световых лет (!!), для ощущения масштаба. Натренированный глаз сможет увидеть, какая происходит в ней суета, а именно рождение звёзд; внутри неё мы можем наблюдать несколько областей, содержащих газовые пузыри, образованные ветром массивных звёзд. Некоторые из них переполнены синеватым газом, который является кислородом, возбуждаемым светом и ветрами массивных звёзд, как будто он находится внутри неоновой вывески. В этом кадре есть несколько шаровых скоплений, включая NGC 1783 чуть выше центра и NGC 1818, расположенную слева.
Я мог бы продолжать и продолжать довольно долго, но вместо этого я позволю вам самим исследовать это невероятное изображение.
Я надеюсь, что теперь вы понимаете, о чём я пытался сказать. Если бы команда “профессиональных” астрономов сделала этот снимок, я был бы очень впечатлён, но тот факт, что он был сделан с помощью одного маленького телескопа командой яростно преданных “любителей”, делает его ещё более невероятным.
И это не может не влиять на грань между “профессионалами” и “любителями”, которая с каждой такой работой стирается всё больше. И я просто назову их астрономами, потому что они, безусловно, ими и являются.
Автор: Фил Плэйт (Phil Plait).