Вокруг молодой звезды видны следы формирования планет

Протодиск
Диск вокруг молодой звезды DM Tau в представлении художника. Авторы и права: NAOJ.

Солнечная система, похожая на нашу, возможно, формируется в созвездии Тельца (Taurus).

Известно, что молодая звезда DM Tau, которая находится на расстоянии около 470 световых лет от Земли, окружена кольцом пыли, в котором, вероятно, формируются планеты. Однако недавние наблюдения при помощи ALMA (Чили) показали ещё несколько интересных деталей.

Некоторые исследования предполагали, что радиус кольца равен расстоянию от Солнца до пояса астероидов солнечной системы. Другие наблюдения указывали на значительно больший радиус: как от Солнца до Нептуна.

“Наши наблюдения дали чёткий ответ: оба значения верны”, – сказал Томоюки Кудо (Tomoyuki Kudo), ведущий автор недавнего исследования. “Вокруг DM Tau имеется два кольца” – добавил он.

Кроме того, команда обнаружила яркий участок во внешнем кольце – скопление пыли, из которой в будущем может сформироваться планета похожая на Нептун. Также астрономы определили возраст звезды DM Tau который, как считается, составляет от 3 до 5 миллионов лет, а её масса в два раза меньше массы нашего Солнца.

Протопланетный диск
Изображение пылевого диска вокруг молодой звезды DM Tau. Авторы и права: ALMA / ESO / NAOJ / NRAO, Kudo.

Это далеко не первая фотография формирующейся планеты, снятая радиотелескопом ALMA. Похожие пылевые кольца уже были обнаружены вокруг других звёзд, что даёт астрономам возможность больше узнать о процессах формирования планет.

Результаты недавнего исследования были опубликованы в The Astrophysical Journal Letters.

Больше информации: https://iopscience.iop.org/