“Хаббл” показал паутину в большом Магеллановом облаке

Остаток сверхновой
Это изображение космического телескопа “Хаббл” показывает остаток сверхновой звезды SNR 0454-67.2. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble.

Эти красные нити в темноте космического пространства, являются турбулентными облаками, которые получили имя SNR 0454-67.2. Это запутанное полотно на самом деле является остатком взрыва сверхновой типа Ia.

SNR 0454-67.2 находится в Большом Магеллановом Облаке – карликовой галактике, лежащей примерно в 160 000 световых лет от нашей галактики Млечный Путь. Первоначальная звезда, вероятно, являлась белым карликом.

Сверхновые типа Ia являются самыми яркими из всех типов сверхновых. Они могут выбрасывать материал со скоростями порядка 10 000 км/с и сиять ярче, чем вся галактика, в которой они находятся.

Часто они встречаются в двойных системах, в которых одна из звёзд – это белый карлик – плотный, остаток звезды, которая по своему размеру напоминала наше Солнце; вторая же звезда может быть чем угодно: как гигантской звездой, так и ещё более компактным белым карликом.

Белые карликовые звёзды – это одна из самых плотных форм материи, уступающая только нейтронным звёздам и чёрным дырам.

Поскольку эти звезды настолько плотные, то они обладают мощной гравитацией. Поэтому со временем белый карлик начнет поглощать материал своей спутниковой звезды.

Когда белый карлик достигает массы в 1,4 раза большей, чем у Солнца, происходит ядерная цепная реакция, в результате чего белый карлик взрывается.

Поскольку цепная реакция всегда происходит одинаково, и при одной и той же массе, то яркость сверхновых типа Ia также всегда одинакова.

Это делает их отличными маркерами (стандартными свечами) для измерения расстояний во Вселенной.