Астрономы обнаружили ореол ионизированного газа вокруг планетарной туманности IC 5148

Туманность
Планетарная туманность IC 5148, находящаяся на расстоянии около 3000 световых лет от нас. Авторы и права: ESO / VLT.

Используя очень большой телескоп (VLT), астрономы провели наблюдения планетарной туманности IC 5148. Новое исследование, описанное в документе, опубликованном 2 октября на сайте arXivOrg, подтверждает присутствие ионизованного газа вокруг IC 5148 и раскрывает фундаментальные параметры её центральной звезды.

Планетарные туманности – это расширяющиеся оболочки газа и пыли, которые были выброшены звездой в процессе её эволюции от звезды главной последовательности до красного гиганта или белого карлика. Они относительно редки, но важны для астрономов, изучающих химическую эволюцию звёзд и галактик.

Хотя планетарная туманность IC 5148, была обнаружена в 1894 году, она всё ещё плохо изучена. Туманность находится в созвездии Журавля (Grus), примерно в 3000 световых лет от Земли. При скорости расширения около 50 км/с это одна из самых быстрых планетарных туманностей, известных на сегодняшний день.

Чтобы определить больше свойств IC 5148, группа исследователей во главе с Даниэлой Баррией (Daniela Barría) из Католического университета Чили провела спектроскопические наблюдения этой туманности. Для своей наблюдательной кампании астрономы использовали спектрометры VLT FORS2 и X-SHOOTER.

“Мы получили спектроскопию низкого разрешения туманности в двух угловых положениях, которые мы использовали для исследования структуры туманности и её гало в оптическом диапазоне от 450 до 880 нм. Кроме того, мы использовали спектры, полученные с помощью X-SHOOTER в диапазоне от 320 нм. до 2,4 мкм. для получения дополнительных параметров центральной звезды”, – пишут исследователи в статье.

Проведённые наблюдения позволили астрономам обнаружить в гало IC 5148 необычные структуры. Эти структуры выглядят как горячий, ионизированный материал, что и предсказывают гидродинамические модели.

Кроме того, исследователям удалось определить основные параметры центральной звезды IC 5148. Они обнаружили, что возраст этой звезды составляет около 8500 лет, её средняя температура достигает 11 500 К, а её металличность находится на уровне 0,02 декс. Учёные подсчитали, что первоначальная масса звезды составляла около 1,5 солнечных масс.

Больше информации: https://arxiv.org/