Астрономы обнаружили микроквазар

SS 433 – это микроквазар, находящийся в созвездии Орла, примерно в 15 000 световых лет от Земли. Авторы и права: L. Calçada / ESO.

Астрономы зафиксировали гамма-излучение, исходящее из отдалённой и необычной звёздной системы, находящейся в нашей галактике Млечный Путь. Источником излучения является микроквазар – чёрная дыра, которая поглощает материал своей спутниковой звезды и выбрасывает два мощных джета в космическое пространство. Наблюдения показывают, что столкновения электронов на границах джетов приводят к появлению мощного гамма-излучения.

Квазары – это массивные чёрные дыры, которые поглощают материал, находящийся в центре галактики. Они активно излучают радиацию, видимую во Вселенной.

Но большинство из такого рода объектов настолько далеки, что их джеты направленны к Земле. Напротив, джеты микроквазара SS 433 ориентированы от Земли, что затрудняет их наблюдение.

“Результаты исследования улучшат наше понимание движения частиц в джетах микроквазаров, что также прольёт свет на физику джетов около гораздо больших и мощных внегалактических квазаров”, – сказал автор работы доктор Хао Чжоу (Hao Zhou), научный сотрудник Лос-Аламосской национальной лаборатории.

Доктор Чжоу и его коллеги использовали данные, включающие более 1017 дней наблюдений за микроквазаром SS 433, полученные гамма-обсерваторией HAWC (High-Altitude Water Cherenkov Gamma-Ray Observatory), которая находится в горах Мексики и фиксирует гамма-излучение от сверхновых, плотных остатков звёзд, называемых пульсарами и квазаров.

Основываясь на своём анализе, астрономы пришли к выводу, что электроны в джетах достигают энергий, которые примерно в 1000 раз выше, чем те, которые могут быть достигнуты с помощью ускорителей частиц на Земле, таких как, например, Большой Адронный Коллайдер.

Результаты исследования были опубликованы 4 октября 2018 года в журнале Nature.

Больше информации: https://www.nature.com/