Материал, падающий в чёрную дыру, достиг скорости почти 90 000 километров в секунду!

Чёрная дыра
Моделирование движения вещества вокруг чёрной дыры. Авторы и права: K. Pounds et al./University of Leicester.

В новом исследовании сообщается, что материал общем массой равной земной движется к чёрной дыре со скоростью равной почти одной трети от скорости света.

Скорость света в вакууме равна 299 792 километров в секунду, и, согласно специальной теории относительности Эйнштейна, это максимальная скорость для всего что существует в нашей Вселенной.

Недавно наблюдавшееся событие произошло в галактике PG211 + 143, которая находится на расстоянии более 1 миллиарда световых лет от Земли. Астрономы обнаружили его с помощью космического телескопа XMM-Newton (ЕКА), который наблюдает Вселенную в рентгеновском диапазоне.

Материал смог достичь таких невероятных скоростей, потому что чёрные дыры имеют чрезвычайно мощные гравитационные поля, настолько сильные, что даже свет не может вырваться, когда он пересекает пределы критической границы, известной как “горизонт событий”.

Существует несколько типов чёрных дыр. Самый массивный вид, называемый сверхмассивной чёрной дырой, можно обнаружить в ядре большинства, если не всех галактик, включая нашу собственную.

Чёрная дыра
Активная сверхмассивная чёрная дыра, также известная как квазар, в центре галактики. Авторы и права: NASA.

Если сверхмассивная чёрная дыра поглощает достаточно материи, то окружающая её область начинает светиться в рентгеновском диапазоне, и её можно увидеть на больших расстояниях. Такие объекты называются квазарами или активными галактическими ядрами. Однако большинство чёрных дыр относительно компактны и материал не поглощается, а вращается вокруг них. В результате образуется “аккреционный диск”, газ в котором движется настолько быстро, что он становится очень горячим и начинает светиться, генерируя тем самым излучение, которое мы можем наблюдать с Земли.

Считается, что орбита по которой движется газ вокруг чёрной дыры совмещена с направлением вращения самой чёрной дыры. Однако в случае с PG211 + 143 эта орбита смещена. В таких ситуациях аккреционные диски могут скручиваться и разрываться; различные части при этом могут затем сталкиваться друг с другом, разгоняясь или замедляясь.

Новое исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Больше информации: https://academic.oup.com/