“Хаббл” использовал космическую линзу для наблюдения за отдалённой галактикой

Гравитационная линза
Это изображение, полученное широкоугольной камерой телескопа “Хаббл” (WFC3), показывает гигантский галактический кластер SDSS J1152 + 3313. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble / Judy Schmidt.

Новое изображение космического телескопа “Хаббл” (НАСА / ЕКА) демонстрирует эффекты гравитационного линзирования, вызванные огромным скоплением галактик SDSS J1152 + 3313, которое находится в направлении созвездия Большой Медведицы (Ursa Major), примерно в 4 миллиардах световых лет от нас.

Альберт Эйнштейн предсказал в своей общей теории относительности, что массивные объекты будут деформировать ткань самого пространства. Когда свет проходит мимо одного из таких объектов, например скопления галактик, его траектория слегка изменяется.

Получивший название гравитационного линзирования, этот эффект проявляется в редких случаях, и только лучшие телескопы могут наблюдать связанные с ним явления.

Чувствительность и высокое разрешение телескопа “Хаббл” позволяют увидеть слабые и отдалённые гравитационные линзы, которые невозможно обнаружить с помощью наземных телескопов, чьи снимки получаются размытыми из-за плотной земной атмосферы.

Действуя как “естественный телескоп”, гравитация SDSS J1152 + 3313 усиливает, осветляет и искажает далёкую галактику, в которой к тому же идут мощные процессы звездообразования.

Гравитационные линзы, такие как SDSS J1152 + 3313, обладают огромными массами, которые изгибают свет, идущий от далёких объектов в кольца, дуги, полосы и другие нечёткие формы.

Однако эта линза не только искажает свет от далёкой галактики – она также и усиливает его, делая наблюдаемую галактику намного более яркой, чем она есть на самом деле.

В сочетании с высоким качеством изображения, получаемым с помощью телескопа “Хаббл”, такого рода наблюдения дают ценные подсказки о том, как звёзды формировались в ранней Вселенной.